Исследователи поставили перед собой задачу выявить образ музея, который современные школьники посещали бы с особой охотой. Для этого они предложили учащимся спроектировать свой музей: его тематику, направления деятельности и способы ориентации в нем.
- Школьники предложили более ста тематических направлений для своих музеев, - рассказывает руководитель центра социологических исследований Уральского государственного педагогического университета Елена Лобова. - Наиболее популярными оказались два направления: музеи изобразительных искусств, представляющие живопись, различные картины и скульптуры; и различные предметные музеи и выставки - музеи кукол, монет и матрешек, старинных масок и ювелирных украшений, мотоциклов и кораблестроения, выставки необычных шапок и песочных часов. При этом музеи искусств вызвали больший интерес у школьников области, прежде всего - у учащихся 10-11 классов, в основном у девушек, а предметные музеи более популярны у юных екатеринбуржцев - равно как у юношей, так и у девушек.
Третье по популярности направление - музеи военной тематики, интересное, прежде всего, юношам. Здесь были предложены такие темы экспозиций, как оружие разных эпох, вооружение рыцарей и военная одежда; выставки, посвященные гражданской войне и войне 1812 года; Великой Отечественной и русско-турецким войнам.
Еще одно направление, интересное школьникам - современные технологии. Учащиеся предложили открыть музеи информационных технологий и нанотехнологий, музеи интернета и истории компьютеров, истории телефона и телевидения. Как и военная тематика, это направление интересно в основном юношам.
Большой интерес у учащихся вызывает история России и отдельные ее периоды и события. Школьники предложили посвятить музеи великим победам России и ее революциям; истории Древней Руси; истории своего города и родного края; а также истории казачества. Еще одна тематическая направленность музейной работы, интересная школьникам, - фотографии. Эта тематика популярна, в основном, у девушек. Были предложены выставки современной фотографии, фотографий современной молодежи, фотографии улыбок и фотографии семьи. Интерес школьников к фотографической тематике подтверждается и тем, что различные фотографические выставки вошли в число наиболее запомнившихся мероприятий, которые школьники посетили за последний год.
- Планируя свой музей, школьники рассуждали также о том, как будут знакомиться с ним посетители, - продолжает Елена Лобова. - Большинство учащихся отдали предпочтение традиционной работе экскурсовода - 70 процентов. Помимо традиционной экскурсии школьники хотели бы видеть в "своем" музее и современные технологии. Почти каждый пятый хотел бы использовать мобильные приложения для самостоятельного знакомства с музеем (17%), а также аудио-гид (15%) или организовать виртуальную экскурсию посредством интернета (14%).
В своем музее школьники хотели бы выйти за рамки традиционного знакомства с экспозицией, привнести в него существенную долю интерактивности: мастер-классы (34%), творческие вечера (23%), проведение национальных, культурных, профессиональных праздников и тематических мероприятий (12%).
Социологическое исследование "Образ современного музея в сознании школьников" проводилось по заказу министерства культуры Свердловской области с целью выявить роль учреждений культуры в формировании системы ценностей и интересов у школьников, а также понять, что необходимо изменить в информационной деятельности музеев для более эффективного привлечения молодёжи. По результатам исследования, сообщили в региональном министерстве культуры, составлены рекомендации учреждениям культуры, которые, в частности, нацеливают музеи, наряду с традиционными направлениями работы, осваивать новые, максимально продуктивно использовать современные технологии, захватывать Интернет: создавать виртуальные музеи и выставки.
Исследование проведено специалистами факультета социологии Уральского педагогического университета методом анкетного опроса. В анкетировании приняли участие 516 учащихся 8-11 классов средних общеобразовательных школ, а также лицеев и гимназий Екатеринбурга и Свердловской области.