10.03.2013 23:40
    Поделиться

    В Японии российским компаниям обеспечена государственная поддержка

    Взаимная торговля между Россией и Японией расширяется, деловые связи крепнут, объемы инвестиций растут. В этом немалая заслуга Торгового представительства РФ в Японии, которое оказывает практическую помощь российским компаниям. О том, как построена эта работа, "РБГ" рассказал торгпред РФ в Японии Сергей Егоров.

    Какова особенность и ключевая задача торгпредства в Японии?

    Сергей Егоров: Каких-либо принципиальных отличий торгпредства в Японии от торгпредств в других государствах, собственно, нет, кроме того, что мы расположены в Японии. И наши ключевые задачи такие же, как и у наших коллег в иных регионах мира, а именно: обеспечение внешнеэкономических интересов России, привлечение иностранных инвестиций в целях инновационного развития экономики, содействие импортозамещению, развитию несырьевого экспорта и высокотехнологичных услуг.

    Главным в нашей работе считаем практическую помощь российским предприятиям в продвижении с японскими компаниями проектов сотрудничества в соответствии с задачами, поставленными правительством РФ. Сейчас таких проектов сотни, ресурсы торгпредства ограничены, поэтому стараемся не терять времени и работать максимально эффективно и целенаправленно.

    К определенным особенностям торгпредства я бы отнес в первую очередь значительный опыт работы, накопленный за полвека. Этот опыт в целом удалось чудом сохранить, у нас замечательный коллектив уникальных специалистов, весь оперсостав владеет японским языком.

    Сколько клиентов в России и в Японии пользуются услугами торгпредства и кто они?

    Сергей Егоров: Практически пользуются услугами торгпредства те организации и компании, которые работают в сфере двусторонней торговли и инвестиций или намереваются приступить к взаимным операциям и по каким-либо причинам нуждаются в содействии со стороны правительства. Иными словами, у нас нет задачи заниматься каждой компанией, каждой сделкой. С учетом объема российско-японских экономических связей - более 30 млрд долл. товарооборота и более 10 млрд долл. инвестиций - это было бы невозможным, да и неправильным. Система должна работать сама, а роль правительственных органов - в том, чтобы показать предприятиям перспективные направления, соответствующие нашей внешнеэкономической политике, создать благоприятные условия для бизнеса, устранить проблемы.

    Сейчас количество предприятий, вовлеченных в российско-японские экономические отношения, быстро увеличивается с обеих сторон. Поскольку для многих из них это первый опыт, пока система их внешнеэкономических операций, соответственно, на японском и российском рынках не отработана, обращений в торгпредство немало. Наш круг клиентов можно оценить примерно в 1 тыс. организаций, если относить к ним те компании, которые получают значимый эффект от контактов с торгпредством. Он постоянно пополняется, а какие-то организации выходят из этого круга, например, освоив свою нишу в торговле с японским партнером. Однако есть случаи, отдельные проекты, на решение сложных проблем которых уходят годы и приходится тратить немало сил. Например, Сахалинские нефтегазовые проекты - их проработка началась в 70-е годы, а реализация продолжается и сейчас, так что проект проекту рознь.

    Что касается регионального аспекта, мы взаимодействуем с большинством субъектов РФ с учетом их потребностей: кто-то только начинает работать с Японией, другим требуется конкретное содействие уже на продвинутых этапах сотрудничества. Судя по торговой и инвестиционной статистике, Дальний Восток на первом месте в списке приоритетов японских предпринимателей в основном за счет сахалинских нефтегазовых проектов, а по другим отраслям взаимодействия прагматичный японский бизнес пока концентрируется преимущественно в европейской части России, где большие рынки для их продукции, квалифицированная рабочая сила, финансовые потоки. Таким образом, географическая близость региона отступает на второй план.

    Формализация отношений торгпредств с регионами осуществляется через минэкономразвития в рамках концепции формирования "нового облика" торгпредств, который, в частности, предполагает подписание министерством соглашений о сотрудничестве с субъектами РФ и крупными российскими компаниями в целях оказания им содействия в реализации совместных проектов с зарубежными партнерами, в организации бизнес-миссий. Содействие предполагает предоставление крупным российским компаниям или регионам инфраструктуры торгпредств для продвижения проектов.

    К каким отраслям японцы проявляют наибольший интерес?

    Сергей Егоров: Японцы проявляют интерес к тем отраслям нашей экономики, где они могут получить доступ к перспективным российским рынкам сбыта и источникам сырья для своей энергетики и промышленности.

    Прежде всего японские компании ставят целью наращивание экспорта в нашу страну своих готовых товаров, главным образом машин и оборудования, автомобилей, судов, дорожно-строительной и горнодобывающей техники, высококачественных металлоизделий, новых материалов, потребительских товаров, медтехники и лекарств, продовольствия, а также объемов предоставления России медицинских, инжиниринговых и транспортно-логистических услуг.

    Япония заинтересована в импорте из России минерального топлива (уголь, нефть и нефтепродукты, сжиженный природный газ), цветных металлов и ферросплавов, лесо- и пиломатериалов, продукции химической промышленности, морепродуктов. Эти товары составляют свыше 95% наших поставок в Японию. В связи с ростом производства СПГ в рамках проекта "Сахалин-2", а также с энергодефицитом, вызванным остановкой АЭС в Японии, заметно вырос экспорт российского СПГ в Японию (с 2,6 млрд долл. США в 2010 году до 6,2 млрд долл. США в 2012 году, +240%).

    Причем, извините за банальность, но напомню: интерес обеих сторон в том, чтобы продать подороже, купить подешевле, все основано на конкуренции, а конкурентов у нас немало, как, впрочем, и у японцев.

    Обоюдный интерес можно найти прежде всего в проектах локализации японскими компаниями своих высокотехнологичных производств в России. При этом сотрудничество с Японией позволяет нам обеспечивать импортозамещение и наращивать собственный экспортный потенциал, не обязательно связанный с развитием поставок именно в Японию. С другой стороны, такие инвестиции выгодны и нашим партнерам, позволяя им экспортировать из Японии или через каналы японских глобальных торгово-инвестиционных корпораций комплектное и другое оборудование, осваивать новые зарубежные рынки.

    Какие экспортеры из России уже хорошо закрепились в Японии?

    Сергей Егоров: Российских предприятий, которые имеют свои представительства в Японии, крайне мало. Содержать их в Японии затратно - напомню, что Токио является самым дорогим городом мира - и без крайней необходимости нецелесообразно по экономическим соображениям. Перечислю некоторые: это, например, "Аэрофлот", "Мечел", "Тенекс", финансовый дом "Солид", "Доктор Веб", "Касперский", есть и ряд малых и средних предприятий, которые мобильны и порой находят для себя нетрадиционные, актуальные сферы, например, поставку российских средств для удаления радионуклидов, радиометры, оборудование для детских площадок, закупают японскую бытовую химию и косметику для реализации в России.

    Поделиться