Марат Тажин: Бизнесу в Казахстане предоставлена свобода маневра

Вошедший в пятерку наиболее динамично развивающихся стран мира Казахстан начал реализовывать свою стратегию до 2050 года. Долгосрочный горизонт планирования подчеркивает, что транзитный период в стране закончился. Переход от бывшей советской республики с административно-командной системой к суверенному государству с рыночной экономикой окончательно завершен.

Однако это не означает консервацию политических и социально-экономических процессов. Напротив, Стратегия "Казахстан-2050" знаменует начало больших преобразований. Планировать развитие на такой срок достаточно сложно - учитывая, насколько быстро меняются обстоятельства и насколько велико влияние внешних факторов. Не случайно первым из глобальных вызовов, на понимании которых построена стратегия, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил ускорение исторического времени. Поэтому при стратегическом планировании остается опираться не на сами будущие изменения, а на нашу готовность к ним.

В чем же заключается наше видение нового Казахстана?

Ресурсы в обмен на технологии

В экономической повестке - сокращение уровня государственного регулирования и смещение центра тяжести на частное предпринимательство. Наша генеральная задача - изменить облик казахстанской экономики, снизив ее зависимость от экспорта углеводородов и других сырьевых ресурсов, увеличив долю высокотехнологичных секторов.

Казахстан уже сумел привлечь порядка 170 миллиардов долларов зарубежных капиталовложений. Эту цифру увеличит решение об отмене моратория на освоение новых месторождений. В то же время краеугольным камнем инвестиционной политики станет предоставление доступа к сырьевым ресурсам в обмен на создание производств, связанных с их переработкой. Это обеспечит переход на новый уровень сотрудничества, который принесет выгоду обеим сторонам.

Стимулировать внутренний рост и экспорт должна либерализация налогового и таможенного администрирования. В настоящее время Казахстан уже предоставляет бизнесу комфортные налоговые условия. Теперь же во главу угла будет поставлено упрощение налоговой отчетности.

В ближайшие пять лет весь бизнес перейдет на режим электронной отчетности. Непосредственное взаимодействие предпринимателей с налоговой службой сведется к минимуму, что снизит не только издержки времени, но и коррупционные риски. Разрешительная система в Казахстане прогрессирует, но долгосрочная Стратегия ставит целью отменить все разрешения и лицензии, которые напрямую не влияют на безопасность жизнедеятельности граждан. На смену разрешительному порядку ведения бизнеса придет уведомительный.

Перечень всех новаций весьма обширный, но их идеология едина. Государство, вместо того чтобы являться игроком на экономическом поле, сосредоточится на создании возможностей для реализации деловой активности.

Полномочия в обмен на ответственность

Поощрение экономической инициативы и развитие несырьевых секторов должны сгладить дисбаланс между регионами. На это же направлены и новые политические приоритеты - перенос акцентов на местные органы власти. В Казахстане вводится выборность глав местных администраций. Уже в этом году начнутся выборы глав городов районного значения и сел. Это почти 92 процента всех руководителей местных администраций в стране.

Избранные руководители местных властей получат необходимые финансовые и кадровые ресурсы. Но этим реформа не ограничится. Суть децентрализации государственного управления, как она понимается в Стратегии "Казахстан-2050" - ее качественное изменение.

В ее основе - перераспределение не столько полномочий и бюджета, сколько ролей государства и местных сообществ. Население получает возможности напрямую решать вопросы местного значения, а также требовать отчета с избранных им глав администраций.

Время пришло

Таким образом, ключевые направления развития Казахстана базируются на одном принципе: меньше внешнего регулирования, больше ответственности на самих участниках процесса. Бизнесу предоставляется свобода маневра. Вплоть до того, что ему дается возможность самому оценивать качество своей работы. Это не просто организационная реформа, это смена парадигмы мышления. Граждане смогут сами формировать повестку дня местного значения, вырабатывать решения и добиваться их исполнения. Это гражданская активность иного порядка, нежели передача своего голоса избранным политикам.

В социальной сфере государство гарантирует возможности для получения специальности и поддержки тем, кто хочет найти свое место на рынке труда. Воспользоваться им - выбор каждого. Все в целом это укладывается в логику состоявшегося, "взрослого" государства. Государства, которое зиждется на сочетании возможностей и ответственности. В котором прогресс базируется на частной инициативе, подкрепленной государственной поддержкой.

Мы взяли стратегический курс на вхождение в число тридцати наиболее развитых стран мира. И поэтому мы принимаем соответствующую систему координат.

Эволюционный - хотя и стремительный - путь, проделанный Казахстаном, привел к тому, что мы расстались со многими иллюзиями. Но зато формула "возможности плюс ответственность" теперь является нашим осознанным выбором.

***

Мы отчетливо понимаем, что исполнение Стратегии "Казахстан-2050" будет во многом зависеть от внешних условий.

На глобальном уровне также назрела своего рода децентрализация. Один из ее инструментов - это площадка G-Global, предложенная Нурсултаном Назарбаевым. Она дает возможность каждому быть услышанным, выстраивая систему коллективной ответственности за наше будущее.

Историю общего успеха можно написать только сообща.