03.02.2013 15:00
    Поделиться

    Буддийские реликвии стали причиной нового корейско-японского скандала

    "Возвращать нельзя оставить" - где поставить запятую, которая радикально изменит ситуацию? Этот сложный вопрос решают для себя власти Южной Кореи, которые задержали пять соотечественников, незаконным путем доставивших из Японии в Корею две уникальные по своей исторической значимости буддийские статуэтки. Казалось бы, все просто: надо вернуть украденные артефакты законным владельцам, то есть японцам. Но ситуация оказалась куда более запутанной. Корейские буддисты уверены, что японцы 70 лет назад сами выкрали эти реликвии из Кореи.

    В центре скандала, который грозит поссорить власти двух соседних стран, оказались две буддийские статуэтки, относящиеся к VIII и XIV векам. Обе они до недавнего времени находились в Японии, в буддийском храме Кайцзин на острове Кюсю. Пять корейцев выкрали реликвии и были задержаны уже на корейской таможне в порту Пусана. Прибывшие по просьбе таможни специалисты ахнули и подтвердили - это уникальнейшие исторические реликвии. Но как только стало известно о скандале, в дело сразу же вмешалась самая крупная буддийская южнокорейская секта Чоге, которая призвала власти страны "тщательно изучить все аспекты ситуации", прежде чем выносить решение о возможном возврате статуэток.

    Дело в том, что оба памятника по историческому происхождению - корейские. Один относится к историческому периоду корейского королевства Объединенного Силла (VIII в.), а второй уже к эпохе Когуре - XIV в. Как утверждают представители секты Чоге, обе статуэтки ранее находились в Корее, но были незаконно вывезены в Японию во время оккупации Токио Корейского полуострова (1910-1945 гг.). "Данные артефакты корейского происхождения. Они были незаконно вывезены в Японию во время оккупации. Например, одна из статуэток была специально сделана в 1330 году, чтобы стать главным сокровищем храма Пусокса, расположенного возле города Сосан в южнокорейской провинции Южная Чхунчхон. Мы приложим все усилия, чтобы добиться нахождения реликвий в их законном месте", - говорится в заявлении представителя секты Чоге.

    Корейские историки отказываются давать комментарии по поводу юридической подоплеки вопроса, но признают огромную историческую ценность реликвий. Представитель Государственного музея Кореи заявил, что как минимум статуэтка эпохи Силла может быть немедленно включена в список "национального достояния Кореи". Судя по всему, японцы тоже оценили эти артефакты. Оба памятника уже давно занесены в список "национального достояния Японии".

    Власти Южной Кореи пока отказываются давать комментарии по ситуации и перспективам возможной передачи статуэток, но рано или поздно вопрос придется решать. Японский храм уже два месяца назад официально заявил о похищении, и вот теперь реликвии "всплыли", но будущее их пока очень туманно.

    Юристы тоже не знают, какой выносить вердикт. Статья 20 Закона об охране культурных памятников Республики Корея гласит, что власти Кореи должны принять "все необходимые меры", чтобы обеспечить возвращение иностранных памятников культурного наследования, если страна, откуда были реликвии вывезены, докажет, что они были вывезены незаконно, и потребует их возвращения. По сути, Япония однозначно докажет, что пятеро корейцев незаконно вывезли статуэтки. Но что делать, если окажется, что еще раньше сами японцы забрали "исконно корейское", не особо думая о законе? В общем, "воровать у воров - можно или нет?" - примерно такая дилемма стоит перед Сеулом. Очевидно также и то, что с учетом непростых взаимоотношений между Японией и Кореей, в том числе и по поводу оценки периода оккупации, вся эта история имеет потенциал превратиться в громкую политическую проблему.

    Поделиться