29.01.2013 23:39
    Поделиться

    Власти Британии хотят сделать страну непривлекательной для иммигрантов

    Пожалуйста, не приезжайте в Великобританию - здесь идет дождь, нехватка рабочих мест и низкая заработная плата" - такова основная идея негативной пиар-кампании для потенциальных мигрантов из Румынии и Болгарии, которую планируют запустить на туманном Альбионе.

    План, по данным британского издания The Guardian, заключается в том, чтобы акцентировать внимание на негативных сторонах жизни в этой стране, и это лишь одна из возможных мер для сдерживания ожидаемой массовой эмиграции румын и болгар. Газета цитирует одного из министров: "Это исправит впечатление, что наши улицы вымощены золотом". По мнению местных экспертов, ирония ситуации заключается в том, что правительства многих стран мира нанимают лондонских консультантов, чтобы улучшить свой имидж, а в самой Британии лучшие умы бьются над тем, как бы сделать так, чтобы выглядеть похуже.

    Напомним, что в 2014 году истекает срок ограничения на доступ граждан из Болгарии и Румынии к работе, в том числе в Великобритании, которое действовало с 2007 года, когда эти страны вступили в Евросоюз. Страхи подогревают в независимой организации Migrationwatch UK, которая занимается исследованиями миграционных процессов на туманном Альбионе. "По нашим оценкам, в ближайшие пять лет иммиграция из этих двух стран будет увеличивать население Великобритании на 50 тысяч человек в год, из них только половина может быть учтена в миграционной статистике," - считают ее эксперты.

    И хотя источник The Guardian на Даунинг-стрит утверждает, что в правительстве не считают, что грядущее снятие ограничений на трудоустройство вызовет большой приток трудовой миграции - у румын все-таки более тесные связи с Германией и Италией, чем с Британией, поговаривают и о других мерах, таких как ограничение доступа мигрантов к соцуслугам и даже депортация тех, кто переехал в Британию, но не нашел работу в течение трех месяцев.

    СМИ призвали граждан присылать свои идеи для антибританской рекламы. Читатели откликнулись лозунгами: "В Британии родителям приходится рассказывать детям, что мусор - это вид асфальтового растения, которое растет везде", "Небо над Британией темно-серое восемь месяцев в году. Попробуйте лучше Майами!", "70 процентов британских дней затянуты тучами" и т.д. Но как бы тщательно ни планировалась негативная пиар-кампания, вряд ли она будет эффективной. По данным Migrationwatch Uk, британские работодатели ждут болгар и румын с распростертыми объятиями. Мигранты из восточной Европы уже доказали, что они хорошие работники, к тому же более дешевые и менее требовательные. Некоторым британским работодателям удобнее нанимать приезжих, ведь с ними можно избежать улаживания формальностей с контрактами, профсоюзами, можно не платить отпускные, пенсии и сверхурочные, а также пособия по материнству, нет необходимости предоставлять гарантии занятости. А с точки зрения самих мигрантов, зарплаты в большинстве случаев и так оказываются выше, чем у них на родине.

    Как вам это?

    Пригодится ли России британский опыт регулирования миграции с помощью антирекламы своей страны? И если да, то в отношении каких стран он может быть применен? С этими вопросами мы обратились к нашим экспертам.

    Александр Разумов, заместитель гендиректора НИИ труда и социального страхования:

    - Миграционная антиреклама, безусловно, интересное начинание, и она может быть полезна для устранения нежелательной миграции в Европе, где сейчас есть большие проблемы на рынке труда. Но для России такой метод вряд ли подойдет хотя бы потому, что в странах СНГ, откуда к нам едет больше всего гастарбайтеров, другая психология. И антиреклама только вызовет повышенный интерес к России и может привести к увеличению потоков миграции сюда. Люди больше ориентируются не на официальные источники информации, а на "сарафанное радио".

    Что касается нежелательных для России стран, то каждую надо изучать отдельно - экономические, социальные, геополитические, военные угрозы, связанные с возможной активизацией или минимизацией миграционных потоков. И, исходя из этого, надо индивидуально строить отношения с соседними государствами.

    Ольга Воробьева, руководитель научно-исследовательского центра социально-экономических проблем народонаселения при Московском психолого-социальном университете:

    - Нам не надо вести антирекламу в странах исхода, но надо там давать достоверную информацию о ситуации на рынке труда в России, о том, какие есть "подводные камни" и риски для приезжих и как не попасть в ловушку. Рассказывать о правилах пребывания, регистрации, оформления документов, основах законодательства. А антиреклама и так есть - люди, которых здесь обманули, ободрали, конечно, расскажут об этом на родине. Нежелательных стран для нас нет. Нам нужны разные специалисты.

    Сергей Пушкарёв, председатель правления Приморской региональной общественной организации "Миграция":

    - Лучшая антиреклама для всех приезжающих к нам - это наше миграционное законодательство, особенно в отношении ближнего зарубежья.

    Все разговоры об угрозе Китая - миф. Китайцы уже не хотят к нам ехать - у них поднялся уровень жизни, есть работа дома, а к нам они меньше чем за 35 тысяч в месяц ехать не готовы. Их место занимают выходцы из стран СНГ. Но им здесь приходится несладко. На 2012 год в Приморье была определена квота для гастарбайтеров в 2 тысячи человек, а их здесь 30 тысяч. Выкручиваются по-разному. В том числе покупают патенты для работы у физических лиц, а реально трудятся на предприятиях, в том числе в сфере ЖКХ. То есть людям создаются условия для того, чтобы они нарушали законодательство.

    Для них было бы благом, если бы они приезжали сюда пусть не по визам, а по приглашению российской стороны. Конечно, нужен оргнабор. Но первые попытки его провести (в частности, оргнабор граждан Киргизии) провалились.

    Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании "ФБК":

    - Это тот опыт России, безусловно, интересен. Проблема избыточного притока неквалифицированной рабочей силы для нашей страны весьма актуальна, и будет полезно посмотреть, как справятся с ней в Великобритании.

    Вместе с тем в случае применения антирекламы существует риск, что к нам не захотят приезжать не только неквалифицированные работники, но и высококлассные специалисты в своих областях. Или, что еще хуже, подобная антиреклама может негативно повлиять на инвестиционный климат в целом.

    Подготовили Татьяна Смольякова, Марина Грицюк, Тарас Фомченков

    Поделиться