20.01.2013 23:20
    Поделиться

    Александр Архангельский: На лекции идут люди, которые любят смотреть в глаза

    Сегодня входит мода на лекции, это очевидный общественный тренд. Как вы считаете, почему?

    Александр Архангельский: Созрело новое поколение, которое не нуждается в телевидении. Даже в хорошем. Поскольку привыкло к прямому контакту глаза в глаза. Оно не любит проповеди, но нуждается в разговоре с умным и авторитетным человеком, которого можно было бы послушать, сидя плечом к плечу со своим товарищем. Важны прямой контакт, размышления о важных темах, расширение картины мира. Родоначальником этой моды был Дмитрий Ицкович, устраивающий циклы лекций на Полит. Ру, но это было локально. А сейчас лед тронулся - и Политехнический вдруг стал собирать толпы людей, появились всякого рода фестивали. И это знак, что созрело поколение, которому нужна не интеллектуальная передача, а интеллектуальное общение. Хотя одна из телепрограмм все-таки заметно притягивает молодых людей - проект "Академия" на канале "Культура". Но именно потому, что это лекции. Создатели программы уловили общественный тренд.

    Почему вдруг это поколение оказалось антителевизионным? Все кому не лень твердят, что молодежь утонула в ТВ и Интернете?

    Александр Архангельский: Нет, у молодежи сегодня другие способы развлечения, иная городская среда - кафе, антикафе (кафе, в которое можно приходить со своей едой). Собирается не очень большая аудитория, "все свои", и разговор о чем-то интересном, важном, научном. Что касается утонувших в Интернете... Внутри этого поколения, конечно, есть люди, которые прячутся в виртуальный мир. Но есть и "значительное меньшинство" образованных молодых людей, которые заглядывают в компьютер, сидя на лекции, он для них лишь инструмент.

    Основное место прописки лекции - университет. Но во времена перемен обычно возникают и публичные лекции для широких аудиторий...

    Александр Архангельский: Главное место чтения входящих в моду лекций уже не только университетская аудитория, но еще пока и не общественная трибуна. Хотя лекции, о которых мы говорим, это своего рода общественная площадка. Чем-то похожая на университетскую аудиторию, но гораздо более широкая и свободная.

    Мне кажется, моду на лекции сегодня рождает и ощущение некоторой духоты, нереализованности общественных устремлений. Пойти на лекцию - это как открыть форточку. Что-то подобное происходило во второй половине 70-х, когда на научные лекции Мераба Мамардашвили собирались толпы.

    Интернет приучает составлять представление из осколков, автору в нем часто не дано право высказаться до конца. Нет ли тут тоски по автору?

    Александр Архангельский: Я бы не стопорился на интернет-зависимости, мир пошел дальше. Но, конечно, молодым людям важна встреча с неформально авторитетным человеком, имеющим внутреннее право говорить о своем знании. Интересны люди, которые доросли до того, чтобы быть вровень с мировой наукой и говорили бы с ними и почти на равных - от имени мира. Чувство, что тебе напрямую передают мировое знание, а перед тобой человек, через которого оно транслируется как энергия, в чем-то подобно религиозному.

    Лидируют гуманитарные или технические темы?

    Александр Архангельский: Когда организаторы премии "Просветитель", идеологом которой я являюсь, устраивали в Политехе лекции наших финалистов, к палеонтологу Александру Маркову слушатели пробивались с боем. Но и на лекциях филолога Федора Успенского всегда столпотворение...

    Поделиться