28.11.2012 23:20
Поделиться

В Москве обсудили внедрение энергосбережения в образовательные учреждения.

12 ноября в Москве состоялся Второй энергетический форум по вопросам управления энергосбережением и энергетической эффективностью "Стандарты энергоэффективности: организации образования и науки", организованный Министерством образования и науки Российской Федерации. На мероприятии присутствовали представители всех подведомственных организаций Минобрнауки России, сотрудники профильных министерств и ведомств, российских вузов, крупнейших энергетических компаний, региональных и отраслевых центров энергоэффективности.

Открылся форум выступлением директора департамента управления сетью подведомственных организаций Минобрнауки России Екатерины Толстиковой, которая отметила важность создания неформальной площадки для обсуждения актуальных задач внедрения энергосбережения в образовательные и научные учреждения.

Почему именно тема энергоэффективности сегодня так важна для учреждений образования и науки?

В 2009 году был принят Федеральный закон N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в котором прописано: каждая бюджетная организация обязана следить за тем, как расходуется энергия, проводить мероприятия по снижению затрат и назначить ответственного за это сотрудника. Согласно закону образовательные учреждения должны обеспечить снижение энергопотребления минимум на 3% в год в течение пяти лет. Итого с 2009 по 2014 год энергопотребление должно будет снизиться не меньше, чем на 15%. Кроме того, закон объясняет, как можно направлять сэкономленные средства на развитие образовательных учреждений, на выплаты учителям и преподавателям.

В качестве основных задач форума были выделены такие значимые направления, как содействие реализации Федерального закона N 261-ФЗ, трансляция государственных инициатив в области энергосбережения, популяризация идей, задач и системных решений в области энергосбережения в учреждения образования и науки, а также повышение уровня осведомленности о политике государства в области энергосбережения.

Сейчас перед образовательными и научными учреждениями стоят две основные цели - это снижение энергопотребления учреждениями образования и науки за счет внедрения энергосберегающих мероприятий и формирование бережного отношения к энергоресурсам.

При этом Минобрнауки России здесь - главный помощник и партнер. Ведь чтобы достичь основной цели госпрограммы - снижения затрат энергии, нужны и курсы повышения квалификации для ответственных за сферу сотрудников, и факультативы для школьников о том, как правильно обращаться со светом, теплом и водой. Школы как учреждения, обучающие такому правильному обращению, конечно, должны и сами в первую очередь подавать пример.

Хорошие перспективы внедрения практики энергосбережения есть и у высшей школы. В России есть прекрасные технические вузы, где специалисты в области электроэнергии, теплотехники могут предлагать руководству действенные методы повышения энергоэффективности. Опыт таких вузов необходимо распространять в образовательные учреждения нетехнического профиля, например, гуманитарные, медицинские.

Между тем не везде необходимая работа идет такими темпами, как планировалось. На текущий момент еще не все подведомственные учреждения Минобрнауки России завершили проведение энергетических обследований, есть претензии к качеству проведения энергоаудита и получаемых образовательными учреждениями энергетических паспортов. Не до конца разработана система взаимодействия с энергосервисными компаниями.

Однако общий настрой форума был позитивным. И главный положительный эффект - учреждения стали активно интересоваться энергосберегающими технологиями. Многие руководители начинают понимать, что порой в сложных экономических условиях умение эффективно использовать энергию - это хороший способ сэкономить средства, не сокращая доходы сотрудников, а в ряде случаев, даже повышая их.

В пленарном заседании приняли участие заместитель директора департамента энергоэффективности и модернизации ТЭК Минэнерго РФ Алексей Кулапин, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам Центра энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС Тамара Меребашвили, директор по научно-технической деятельности кластера энергоэффективные технологии фонда "Сколково" Олег Перцовский.

Все участники форума подчеркнули большой потенциал учреждений образования и науки в сфере энергосбережения и важность образовательных инициатив в этой области.

В рамках мероприятия состоялось первое заседание Координационного совета инженеров в области энергоэффективности. Эта организация объединит ведущих специалистов российских вузов и позволит им эффективно реализовывать интересные проекты в области энергосбережения, как в России, так и за рубежом, обмениваться опытом и разрабатывать столь необходимые требования к проведению энергоаудита и осуществлению энергосберегающих мероприятий. С докладом о работе Координационного совета выступил руководитель Центра комплексной энергоэффективности Института профессионального администрирования и комплексной энергоэффективности Министерства образования и науки Российской Федерации Владимир Фролов.

На форуме прошло несколько "круглых столов", на которых представители подведомственных учреждений обсудили актуальные вопросы энергетического менеджмента, проведения энергетического обследования, типовых мероприятий по энергосбережению и заключения энергосервисных контрактов. И, конечно же, не осталась без внимания организация просветительских мероприятий для учащихся образовательных учреждений по теме энергосбережения.

Таким образом, форум стал по-настоящему открытой дискуссионной площадкой, в рамках которой были созданы условия для совместного поиска успешных стратегий в реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере образования и науки. Представители органов федеральной власти и образовательных учреждений, научного и экспертного сообщества смогли обсудить подходы, технологии и ресурсы для воплощения поставленных задач в жизнь, найти оптимальные решения, приемлемые как для бизнеса, так и для научного сообщества.