26.11.2012 23:43
    Поделиться

    Минэнерго выступило за усиление контроля качества нефтепродуктов

    На днях в рамках конференции "Правовое регулирование ТЭК России" министерство энергетики выступило за усиление контроля качества нефтепродуктов, реализуемых на независимых АЗС.

    Вопрос качества моторного топлива зачастую обсуждается сообществом автомобилистов даже куда активнее, чем рост цен на него. Причем претензии к доброт ности бензина и его строгому соответствию определенному классу возникают не только у обычных граждан, но и у представителей Роспотребнадзора, отмечающих резкое ухудшение качества бензина на АЗС во многих регионах страны. "Пока, к сожалению, отдельные автозаправки топливо продолжают "бодяжить", - сообщил "РБГ" президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. - Это связано в основном с отсутствием нормального продукта, который может закрыть потребности АЗС. А система контроля, которая должна сократить поступление такого топлива на рынок, ввести жесткие штрафные санкции и дать статистику, сколько негодного топлива вращается на рынке, в стране отсутствует. Росстандарт делает лишь выборочные проверки, но из-за недостатка финансирования, инспекторского состава, лабораторий по всей стране, которые могут проводить проверки, они не приводят к должному результату".

    "Необходимо ставить перед Росстандартом вопрос повышения качества регулирования, - считает заместитель министра энергетики РФ Павел Федоров. - По закону необходимо иметь маркеры, отметки на товарных чеках о том, какого экологического класса топливо продается на АЗС. Статистика такова, что в некоторых регионах до 30% всех АЗС таких марок не имеет, и мы не только не знаем, какого экологического класса бензин продается, мы вообще не знаем, какой бензин там продается".

    По данным ученых Московского автомобильно-дорожного института, в минувшем году до 40% бензина на российских заправках не отвечали требованиям к качеству. Идет ли речь о махинациях отдельных АЗС или это уже тенденция?

    "Я не стал бы объяснять все только злым умыслом, - сообщил "РБГ" генеральный директор Группы Компаний "Трасса" Олег Алексеенков. - Сегодня, например, в Московской области достаточно высока конкуренция, и автовладельцы просто не будут приезжать на АЗС, если раз за разом приобретают там некачественный бензин. А при расчете только на транзитный поток бизнес рано или поздно станет убыточным".

    Весь бензин, производимый основными поставщиками для Москвы и Московской области (Московский, Ярославский, Рязанский, Нижегородский и Уфимская группа НПЗ), отвечает требованиям к качеству. Поэтому самое главное - сохранить это качество после выхода бензина с завода. Проблема в том, что у отдельных несетевых заправок попросту нет постоянно действующей системы контроля качества топлива. Однако на этом фоне, считает Олег Алексеенков, преднамеренная "подгонка" бензина под более высокие показатели октанового числа или его разбавление - явление крайне редкое и не может формировать общую картину на рынке. Претензий к качеству топлива можно избежать только в том случае, если оно контролируется на всех этапах "жизненного цикла" - от НПЗ до раздаточной колонки на АЗС. Создать же и поддерживать такую систему могут только компании, обладающие соответствующей инфраструктурой.

    "Оптимальна, на мой взгляд, схема, при которой компания владеет всей логистической цепочкой и может оперативно вносить в нее изменения в плане не только контроля, но и управления качеством. К примеру, на нефтебазе в г. Электроугли большинство процессов автоматизировано и полностью подчинено обеспечению качества топлива от железнодорожной цистерны до хранилища и затем на всем пути до АЗС. С помощью аккредитованной лаборатории топливо (включая дизельное) проходит тройную проверку - в момент слива из цистерн, в процессе хранения и при последующей отгрузке. Причем жесткость и количество параметров проверки значительно превышают установленные государством требования. Более того, в компании внедрена система пятиступенчатой фильтрации, благодаря чему удается избежать различных механических загрязнений, нередко встречающихся при получении топлива с НПЗ. Наконец, для доставки топлива на АЗС необходимо использовать собственный парк бензовозов, состояние емкостей которых регулярно проверяется. Это выступает дополнительной гарантией качества топлива.

    При такой системе и связанных с ней затратах добавлять что-то в бензин ради изменения его октанового числа или иным способом экономить на качестве просто не имеет смысла. Думаю, такая логика применительна к любой достаточно крупной сетевой заправке", - уверен руководитель ГК "Трасса".

    Здесь необходимо добавить, что параллельно тренду улучшения качества моторного топлива в стране взят курс и на повышение его классности. Так, с будущего года в России исключается из оборота бензин 2-го класса (аналог европейского стандарта Евро-2). А минувшим летом было принято решение о дифференциации акцизов. Так, с 1 июля акцизы на бензин 4-го класса не изменились, а на бензин 5-го класса снизились на четверть, что стимулирует компании переходить на выпуск топлива 4-5-го классов, менее вредных для окружающей среды. Здесь мы, конечно, отстаем от Европы, где уже несколько лет действует запрет на топливо ниже 5-го класса. Но главное - начало положено. В Москве с 2007 года официально не продается топливо ниже 3-го класса , а с января 2013-го столичное правительство планирует обязать АЗС торговать бензином только стандартов Евро-4 и выше.

    Поделиться