26.11.2012 23:45
    Поделиться

    ГД рассмотрит проект стратегии лекарственного обеспечения в декабре

    Проект Стратегии лекарственного обеспечения населения России до 2025 года, подготовленный минздравом, может стать документом, который существенно улучшит здоровье всех россиян. Он впервые предполагает создание системы лекарственного страхования для всех граждан страны.

    Любую болезнь легче не только предупредить, но и вылечить на самом раннем ее этапе. Но сегодня у многих граждан страны нет для этого возможностей - доходов семьи не хватает на покупку современных высокоэффективных лекарств. Поэтому люди либо лечатся устаревшими и малоэффективными дешевыми препаратами, либо даже не обращаются к врачам, понимая, что денег на амбулаторное лечение нет. В результате болезнь переходит в хроническую, а порой и в тяжелую форму, которую лечить либо еще дороже, либо уже поздно.

    Именно по этим причинам в большинстве развитых стран существуют системы лекарственного страхования. Они различны: где-то пациентам лекарства предоставляются совсем бесплатно, где-то - с большой скидкой или с минимальным соплатежом. В России право на льготные лекарства имеют лишь пациенты стационаров и несколько льготных категорий граждан - инвалиды, дети до 3 лет, беременные женщины, чернобыльцы, больные, страдающие тяжелыми неизлечимыми заболеваниями (программа "7 нозологий") и т.п. Всего льготников в стране около 11 млн, на их лекарственное обеспечение из средств федерального бюджета в 2011 году было потрачено 92,8 млрд рублей. В регионах в совокупности тратится на эти цели еще около 25 млрд рублей в год.

    Стратегия лекарственного обеспечения предполагает, что система льготных (не бесплатных) лекарств может быть распространена и на другие категории. А поскольку она будет касаться лишь препаратов, назначенных врачом, это, по мнению разработчиков, побудит россиян своевременно обращаться в медицинские учреждения и лучше следить за своим здоровьем.

    - Если говорить о доступности лекарств, предусмотренной стратегией, то это амбулаторная помощь трем категориям граждан, - разъяснила на одной из пресс-конференций министр здравоохранения Вероника Скворцова. - Это дети от 3 до 18 лет, взрослое работающее население, не имеющее льгот, и пенсионеры - нельготники. Детям и пожилым можно предоставить как минимум 50-процентное возмещение стоимости лекарств, а работающим взрослым - дифференцированный подход в зависимости от группы здоровья и того, как они сами следят за ним.

    Назвала министр и предполагаемый объем средств, которые можно было бы тратить на дополнительные льготы, - около 120 млрд рублей в год. Оговорившись, правда, что это предварительные расчеты. Тем не менее даже первоначальный проект документа вызвал большой резонанс, причем его оценки варьировались от резко негативных до самых положительных. Большинство экспертов сходились на том, что он требует серьезной доработки с участием как профессионального сообщества, так и пациентских организаций и всего гражданского общества.

    - К первому варианту проекта мы сделали множество замечаний и поправок, - рассказал "РБГ" сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов, член общественного совета пациентских организаций при Минздраве России Юрий Жулев. - И очень довольны, что значительная их часть вошла в доработанный вариант. Например, положение об усилении гражданского контроля за реализацией стратегии. Или вопрос о регулировании законодательства в сфере госзакупок лекарств. Или особое внимание к качеству, эффективности и безопасности препаратов-дженериков. Мы считаем, что наши поправки снимают ту обеспокоенность пациентов, которую вносила некоторая неопределенность формулировок.

    - Очень правильно, что ключевым словом в стратегии является слово "рациональность", - считает директор Института экономики здравоохранения НИУ "Высшая школа экономики" Лариса Попович. - Целевая задача в ней так и сформулирована - создание рациональной системы обеспечения лекарственными средствами для повышения качества лечения. Не менее важным является тезис о сохранении гарантий лекарственного обеспечения, существующих на сегодняшний день. Новая система лекарственного обеспечения будет проверена в пилотных проектах на разных моделях в 4-6 регионах. Наиболее удачный вариант распространят по всей стране. В проекте проанализированы три возможных модели, причем и плюсы, и минусы каждой из них. Так, модель 50% возмещения оплаты лекарств для всех (кроме тех льготных категорий, которые сегодня получают лекарства вообще бесплатно) наиболее простая и не требует посредников между медицинским учреждением и аптекой. Во второй модели рассматривается 100-процентное возмещение цены отсечения. То есть если цена лекарства в аптеке не превышает референтную, одобренную государством, то больной не платит ничего. А если она чуть выше, то льготники все равно ничего не платят, а все остальные доплачивают лишь разницу. Но и у такой модели есть недостатки - сложность расчетов стоимости тысяч лекарств, или слишком активное участие в этом работников аптек, что может влиять на качество лечения.

    Наконец, третья модель предусматривает дифференциацию соплатежей - как

    по статусу пациента (работающее и неработающее население), так и по типу заболевания. При тяжелых, угрожающих жизни болезнях лекарства будут бесплатными для всех, а при хронических, но не угрожающих жизни и не дорогостоящих нельготники будут доплачивать от 50 до 75% стоимости лекарств, а льготники по-прежнему ничего. Эта модель полнее прочих учитывает социальную ситуацию, но потребует создания сложной системы учета и контроля.

    Проект стратегии многие эксперты называют революционным для нашего здравоохранения документом. В декабре он должен быть рассмотрен правительством.

    Поделиться