Им отводится все больше места в программах "больших" кинофестивалей. Из них самих собирают отдельные и популярные фестивали - только в Москве в начале ноября прошло сразу два таких. А полнометражные фильмы все чаще составляют из коротких новелл, каждую из которых можно смотреть отдельно. На короткометражках учатся молодые, их легче воспринимают и их тяжелее снимать - так же, как сложнее говорить и писать коротко, приходится фокусировать мысли.
Полнометражный фильм Михаила Сегала "Рассказы" вырос как раз из короткометражки под названием "Мир крепежа". История о том, как нанятый для организации свадьбы event-менеджер (его играет Андрей Мерзликин) мистическим дьявольским образом распланировал не только торжество, но и всю будущую жизнь молодоженов, покорила два года назад жюри "Кинотавра". Михаил Сегал получил главный приз и возможность снять свое полнометражное кино. К удавшейся новелле досняли еще три. И вот уже "длинный" фильм получает награды на фестивалях, начиная все с того же "Кинотавра".
Работу над коротким метром Михаил Сегал не оставляет - в этом году он стал автором сценария первой режиссерской работы Андрея Мерзликина, новеллы "GQ". В каком жанре будет следующее произведение Михаила Сегала, который известен также как писатель? Об этом, о фильме "Рассказы", и о многом другом с ним беседует обозреватель "РГ".
Возможно ли, что будущее - за короткими фильмами?
Михаил Сегал: Я не знаю. Будущее чего? Если кинотеатров - вряд ли, потому что люди не будут ходить в них на короткометражные фильмы. Тем более, что сейчас смотрят жанровое кино - хотят получить впечатление, развлечение. Короткометражные фильмы не вписываются в эту схему. А то, что в Интернете преобладает короткая форма, пока ничего не значит. Если говорить об индустрии, которая вкладывает деньги в кино, то она не будет тратить средства на короткометражное, которое и так все бесплатно посмотрят. Формат полуторачасового фильма давно ясен, и именно на такое время зрители в кино ходили и будут ходить.
В таком случае что для вас обращение к короткому метру - отсутствие денег?
Михаил Сегал: После нескольких лет простоя в кино я решил, что надо снять хоть что-нибудь. Поскольку собирался снимать своими силами, было очевидно, что можно сделать лишь небольшую работу. Поэтому я и написал коротко, и собрал всех, кто может мне помочь. Это была некая разминка мускулатуры. Потом мы подали заявку на "Кинотавр", дальше уже участвовали в конкурсе. Но делалось все, исходя из имеющихся возможностей.
Как сценарист вы сделали с Андреем Мерзликиным короткометражный фильм "GQ".
Михаил Сегал: Он идет 13 минут. Андрей хотел попробовать себя - снять что-то, и попросил написать сценарий. Я сначала выяснил, чего он сам хочет как автор.
Вы Мерзликина еще не знали?
Михаил Сегал: Я знал его, как человека. Но это - совсем другое. Мне важно было понять, что ему близко, что хочется художественно сказать. Выслушав, я придумал три истории, записал их тезисно - несколькими предложениями. И прислал Андрею: что выберешь, то разработаю и напишу. Когда Мерзликин снимал, я не вмешивался. На самом первом этапе, перед съемками, он задавал профессиональные вопросы. Но на съемочной площадке я не присутствовал. Я написал, а дальше - его свободное плавание.
Еще в новелле "Мир крепежа", меня поразило ваше чувство слова. Писать или снимать? В чем вы себя ощущаете свободнее?
Михаил Сегал: Это зависит от того, от чего больше я устал. Если долго снимал, хочется взять тайм-аут и писать. Но вне режиссерской профессии начинаешь скучать по самой атмосфере съемок, создания фильма.
О роли мистики в фильме "Рассказы". Мерзликин, который обычно играет каких-то воюющих героев, здесь в роли почти потустороннего существа. И во всех четырех новеллах случаются мистические вещи.
Михаил Сегал: Легкая мистика в этом фильме присутвует. Но специальной задачи мистифицировать кино не было.
В новелле "Круговое движение" вы обратились к политике - Игорь Угольников играет президента. Это требование конъюнктуры?
Михаил Сегал: Это социально-политическая новелла, в ней это должно было быть. Весь сюжет - как люди дают взятки - развивается от бытового уровня "простых людей" до вершин власти. А затем все возвращается обратно. В этом и состоит идея.
У нас сейчас каждый день могут меняться законы, поэтому все в фильме - вменяемая условность. Мы снимали первую новеллу, когда была еще милиция. Там люди говорят вслух слово "милиция". А в третьей новелле уже ездят машины с надписью "полиция". Так что, если кино хорошее, то это не помешает. Если плохое - не поможет.
Где вы нашли бабушку-экстрасенса для новеллы "Энергетический кризис"?
Михаил Сегал: Бабушка - актриса из Минска Тамара Миронова, которая в моем прошлом фильме "Франц и Полина" играла маму главной героини. Я с тех пор ее безумно люблю. И как "под Мерзликина" я писал новеллу "Мир крепежа", так и здесь сочинял, зная, что хочу снимать именно ее.
А что вы читаете? В фильме, когда президент-Угольников приводит выдержки из произведений историков со словами: "Вот я, например, сейчас Ключевского читаю" - это ваши любимые цитаты из классики?
Михаил Сегал: Я писатель, а не читатель. К сожалению, давно выпал из процесса активного чтения. Сейчас хочу успокоиться, отдохнуть от съемок, и что-то почитать. Недавно я первый раз в жизни прочитал "Над пропастью во ржи". Все говорят, что это - классика. И такое ощущение, что уже знаешь, можно и не читать. Есть ряд таких книг, которые все знают, они самые известные - "Война и мир" или "Три мушкетера", например, а кто-то, как ни странно, став взрослым, так их и не читал. Вот так же и у меня с Сэлинджером.
В вашей жизни была ситуация, как у героя фильма, когда приходили в издательство и приносили книжку, понимая, что она там никому не нужна?
Михаил Сегал: Это было немножко по-другому. В моей истории писателю говорят - мы книгу не берем. Как ни странно, с опубликованием моей первой книжки "Молодость" было все хорошо. Все сразу получилось.
Прообразом к сценарию послужили какие-то разговоры в редакции, мнения редакторов о том, как надо писать, что сейчас популярно. Частично сделал реверанс уже для зрителя. Фильм называется "Рассказы", а начинается с того, что никому они не нужны, кто будет читать? Дальше амбициозный авторский ход - опровергнуть этот посыл, доказать, что эти рассказы, этот жанр, могут быть интересны. Это формальный ход, который работает на содержание фильма.
В последней новелле "Возгорится пламя" есть сцена, где герои - мужчина лет 45 и его молоденькая любовница - говорят про историю России. И выясняется, что девушка ничего в ней не знает и не понимает. Что важно для мужчины в кризисе среднего возраста? Чтобы было о чем говорить с женщиной или, выражаясь языком фильма, "чтобы было, о чем с ней трахаться"?
Михаил Сегал: Герой нашего фильма не сумел найти ответ на этот вопрос. Я думаю, проблема в том, что его кидает от одного к другому. Пока ему не хватало молодой девушки, он думал, что появись она - все пойдет отлично. Потом, когда чудо случилось, оказалось, что ему нужно совсем другое. Он от нее ушел и опять стал общаться с женщиной своего возраста. Но через какое-то время все может повториться.
Человек сам не знает, что ему надо?
Михаил Сегал: Невозможно определиться в ценностях - вот в чем дело. Выбрать что-то одно и сказать: вот так я хочу жить! Выбираешь одно, не хватает чего-то другого. И дальше вопрос - как с этим бороться.