12.11.2012 23:20
    Поделиться

    Александр Запесоцкий: Ряд неэффективных вузов на деле лучше многих ведущих

    Методика эффективности или шельмования предложена обществу?
    В каждой сложившейся профессиональной сфере есть ниши шарлатанства со своими методами, своими технологиями. У мастеров игорного промысла - наперстки, в высшем образовании, по-моему, - рейтинги. Ранжирование вузов по специально отобранным параметрам - это когда число книг в библиотеке складывают с числом пирожков в столовой, множат на число профессоров и делят на число студентов. Если результат не удовлетворяет заказчика, все это можно умножить на количество любовниц у профессуры. Или разделить, когда место в рейтинге снова не подходит. В особо сложных случаях центр тяжести в подсчетах переносится на нобелевских лауреатов, работавших в вузе до 1917 года и т.д.

    Недавний скандал в высшей школе на предмет "неэффективности" вузов связан с подобными манипуляциями. Формально виновным оказалось минобрнауки. Только, по-моему, министерство тут ни при чем. Весь фокус - где, у кого и почему появилась идея мониторить вузы не по официально принятым лицензионным показателям, а по дурным, для особых нужд изобретенным. Ну, можно ли с провинциального института культуры спрашивать за количество обучающихся иностранцев, разве он для того создан?

    Есть ли резоны требовать от пединститутов, чтобы огромные деньги зарабатывали? Им бы студентов подготовить, чтобы деток в сельских школах учили...


    Александр Запесоцкий: Ректорского сообщества в стране, увы, больше не существует. Фото:СПБГУП

    Думаю, здесь сказывается опасное перерождение ректорского корпуса, неоправданная замена уникального слоя вузовских управленцев под надуманным предлогом достижения 65-летнего возраста. Те, кто пришел на их места, в большинстве своем пока не способны или не решаются выполнять функции экспертного сообщества. И расцветают теперь людоедские идеи, давно артикулируемые некоторыми функционерами высшей школы: "Все умрут, а я останусь".

    Увы, укрепилась, утвердила себя новая категория ректоров - лоббисты. Раньше они ограничивались выбиванием супергрантов для своих вузов, теперь уже перешли к уничтожению конкурентов руками чиновников. Похоже, уничтожить им нужно тех, кто не по административным коридорам рыщет, а работает в своих вузах над реальным качеством.

    Если верить сообщениям прессы, то скандальная методика шельмования "неэффективных" вузов была продвинута Российским союзом ректоров и некоей "Ассоциацией ведущих вузов". На самом деле, по всей видимости, - отдельными функционерами, присвоившими себе право выступать от имени этих организаций. Являясь 21 год членом РСР, могу сказать совершенно определенно: мы никому не давали полномочий на применение подобных методик. Не сомневаюсь, что и большинство вузов, записанных чиновниками в "Ассоциацию ведущих", тоже ничего об этом не слышали. К слову сказать, саму эту ассоциацию надо бы хорошенько рассмотреть при дневном свете: кто эти "ведущие", кто их таковыми определил или назначил? Среди "ведущих" наряду с сильными есть и откровенно дутые авторитеты. Есть такие, которых никто реально никогда не проверял. Есть там и ректоры-"голые короли", чуть ли не каждый день поучающие страну на тему образования с экранов телевизоров... Похоже, общество и не заметило, что в ходе столь нужного стране укрепления вертикали власти на струны этой вертикали наросли опасные полипы, в погоне за обогащением пытающиеся уничтожить вполне дееспособные, нужные стране учреждения.

    Характерно, что некоторые из "неэффективных" на деле работают намного лучше многих "самых ведущих". Вот некоторые "ведущие" открыли у себя в последние годы подготовку актеров и музейных работников. Кто-то поверит, что готовят их там лучше, чем в "неэффективных" петербургских театральной академии и университете культуры? Другие "ведущие" начали осваивать подготовку историков. Неужели уже освоили лучше, чем в "неэффективном" РГГУ?

    Общественность ругает минобрнауки. А мне не хочется: там сильные чиновники, работающие чуть ли не по 20 часов в сутки. Только многие идеи, которые им поручается реализовывать, увы, никуда не годятся. Где и кем они разрабатываются, - вопрос мутный. Недавно вся страна не могла найти авторов... нового закона об образовании.

    Кто те гении, что в тайне творят сыплющиеся на нас "реформы"? Российская академия образования отодвинута на обочину процесса. Ректорского сообщества в стране, увы, больше не существует. В системе-то образования и ПТУ сократили изрядно, и техникумы потрепали. Теперь очередь до вузов дошла...

    P.S.

    Недавно специалистов потрясли очередные новости: "ведущие" вузы страны пришивают новые карманы к штанам в ожидании баснословных траншей из госбюджета "на улучшение своих позиций в мировых рейтингах". Если так дело пойдет - сколько же педагогических вузов, институтов культуры и искусства в стране закрыть нужно будет?

    Поделиться