11.10.2012 00:00
    Поделиться

    Гибель Марины Голуб спровоцирует ужесточение борьбы с частным извозом

    Сколько смертей нужно, чтобы навести порядок на дорогах?

    Страшная авария произошла ночью в Москве на пересечении проспекта Вернадского и улицы Лобачевского. "Кадиллак" на бешеной скорости попытался проскочить перекресток на красный сигнал светофора. Ему это не удалось. Он влетел в бок скромной "Хёнде Соната". Удар пришелся в правый борт - в пассажирскую дверь.

    Именно за этой дверью сидела известная актриса театра и кино, телеведущая Марина Голуб. Она, равно как и водитель машины, которая ее везла, скончалась на месте происшествия.

    Автомобиль, в котором ехала актриса, двигался по проспекту Вернадского в сторону области. На светофоре при пересечении улицы Лобачевского автомобиль притормозил, но как только загорелся зеленый свет, рванул вперед. И тут же в бок ему влетел красный "Кадиллак", который пересекал проспект на красный сигнал светофора. "Хёнде" в результате удара вынесло на встречную полосу проспекта (в этом месте проспект разделен газоном), и там автомобиль столкнулся с еще двумя машинами. В какой момент он перевернулся, пока неизвестно. Однако известно, что водитель автомобиля "Кадиллак", который по инерции занесло в кучу разбитых машин, тут же сбежал с места катастрофы, бросив свое авто.

    Вычислить владельца "Кадиллака" не составило труда. По регистрационным данным машины было установлено, что она принадлежит 31-летнему Алексею Русакову. Он - большой любитель именно автомобилей марки "Кадиллак". Но, ко всему прочему, еще и большой любитель нарушать правила. По данным следствия, на его счету уже 10 аварий, 50 нарушений правил, в том числе превышение скорости более чем на 60 км/ч, выезд на встречную полосу и езда в пьяном виде.

    Однако установить, находился ли он за рулем в момент аварии, пока довольно сложно. Проводятся следственные действия.

    Примечательно, что и водитель, в машине которого ехала Марина Голуб, тоже не считал Правила дорожного движения догмой. Напомним, что уже как с год в России действует закон о такси. Подвозить кого-либо, а тем более за деньги, могут только те, кто получил соответствующее разрешение, платит соответствующие налоги, а также покупает соответствующий страховой полис. Водитель "Хёнде" был не просто бомбилой, который вопреки закону промышлял частным извозом. Он, как выяснилось, уже лишался прав. И, подвозя известную актрису, управлял автомобилем вообще без прав, будучи лишенным водительского удостоверения аж до ноября 2013 года.

    Смерть известной актрисы - стечение трагических обстоятельств. И следствие общей ситуации на российских дорогах, где лихачество стало нормой, а гибель под колесами - ежедневным ЧП. С прошлого года статистика ГИБДД растет далеко не в лучшую сторону. Количество аварий увеличивается, количество погибших в них растет, соответственно. Можно ли остановить эту новую волну?

    Напомним, что первые попытки были сделаны в 2006 году. Тогда появилась Федеральная программа по обеспечению безопасности дорожного движения. Тогда же были введены жесткие меры в отношении нарушителей правил. И все это дало результат. Количество аварий резко пошло на снижение, несмотря на колоссальный прирост автотранспорта.

    Все случаи последнего времени наводят на мысль, что в России невозможно обеспечить безопасность на дорогах.

    Предложения о введении конфискации автомобиля за повторное управление транспортным средством и без прав, звучавшие из уст одного из высоких руководителей ГИБДД, "Российская газета" публиковала год назад. Однако до сих пор эта тема не нашла своего воплощения ни в законодательных проектах, ни в каких-либо еще нормативных актах.

    Проблема заключается в том, что тех, кто лишен прав за то или иное нарушение, отстранить от руля сейчас практически невозможно. Даже отсидев положенные по административному кодексу 15 суток, такой водитель снова напивается и садится за руль.

    Еще раз повторимся: многих злостных лихачей не останавливают ни лишение прав (некоторые отличившиеся лишаются прав на 10, 20 и даже 50 лет), ни административный арест.

    Значит, решение должно быть более жестким: уголовный срок или лишение самого автомобиля. Сесть в колонии за руль не позволит охрана. А если нет автомобиля, то нет и проблемы. Если человек с ружьем выйдет на улицу и начнет стрелять, он не только лишится лицензии на оружие, но и самого ружья. Автомобиль, как известно, источник повышенной опасности, он убивает даже чаще, чем оружие. Только за год на дорогах погибло около 28 тысяч человек.

    После громкой аварии, когда пьяный водитель сбил насмерть на остановке общественного транспорта в Москве пятерых подростков и двоих взрослых, тема ужесточения наказания поднялась с новой силой.

    Однако большинство законопроектов прописываются по старой схеме: недостаточно этой меры, надо просто ее усилить. В итоге возникают предложения о лишении прав на 10 лет, пожизненно. Но ведь речь идет не об этом, а о том, что те, кто уже лишен прав практически пожизнено, снова садятся за руль. И, значит, надо как-то ограждать граждан именно от таких водителей.

    Ужесточать меры нужно. С этим не спорят теперь и самые либеральные водители. Даже если посмотреть по опросам, которые проводились на сайте "Российской газеты", большинство высказываются за уголовную ответственность за повторное грубое нарушение правил. Большинство - за введение "драконовских" штрафов. Но всему есть мера.

    И нужно останавливать некоторые горячие головы, которые предлагают за проезд на красный свет штрафовать на миллион рублей. А за управление в нетрезвом состоянии - лишать прав пожизнено или сажать в колонию лет на десять. Даже повышение стоимости полиса в десять раз - уже перебор. Все это не поможет безопасности. Это только вызовет новые волны возмущения у автомобилистов, а также станет причиной еще большего количества взяткодателей и взяткополучателей на дорогах и в кабинетах.

    После таких страшных аварий возникает ощущение, что контроль за ситуацией на дорогах утерян, процесс необратим, всеобщее лихачество стало нормой. И никакие меры этой тенденции не изменят.

    Однако, если отбросить неизбежные эмоции, стоит всерьез рассмотреть непопулярные меры с опытом из прошлого. Какие уроки дала эта авария нашим правоохоранительным органам? Был виновник, который скрылся с места происшествия. Но если предположить, что за рулем сидел владелец "Кадиллака" (сейчас он это отрицает), то, значит, его вовремя не остановили. Каким образом можно было его остановить? Возвращением балльной системы. Она работала в советские времена и лишала водителя прав за определенное количество нарушений на дороге. Вернуть права обратно было крайне сложно и хлопотно.

    Другая действенная мера - предложение депутата Вячеслава Лысакова ввести драконовские штрафы за повторное нарушение правил. Если совокупность этих штрафов будет превышать стоимость машины, то вряд ли водитель станет лишний раз нарушать правила.

    После этой страшной аварии глава МВД Владимир Колокольцев поручил руководителю московских полицейских Анатолию Якунину подготовить предложения по ужесточению законодательства в сфере частного извоза. Сегодня, по сути, за "бомбилами" никакого контроля нет.

    Поделиться