В московский репертуар "Аполлон Мусагет" попал впервые. Но юношеский шедевр главного хореографа ХХ века у нас хорошо знают благодаря гастролерам: спектакль, в котором занято несколько человек, а декорацию составляют синий задник и легкая конструкция, словно задуман для перемещений. Что не далеко от истины: "Аполлон Мусагет" был создан по заказу Дягилева для его кочующей труппы в 1928 году. Джордж Баланчин был последним открытием великого импресарио. А сам балет, положивший начало легендарному сотрудничеству Баланчина с композитором Игорем Стравинским, оказался дягилевским заветом потомкам. В нем в концентрированном виде соединилось все, что тот подарил мировому искусству: лаконичность формы, поиск новой выразительности в синтезе сюжета, музыки, хореографии и художественного оформления.
Большой театр, одним из первых начавший возвращать Баланчина в Россию, имеет уже собственную историю сотрудничества с фондом хореографа. Эта базирующаяся в Нью-Йорке структура создана для сохранения его громадного наследия. Благодаря деятельности фонда балеты Баланчина, кажется, в последние десятилетия стали даже более популярными, чем при жизни создателя. Большой театр начинал знакомство еще в 1991 году постановкой "Блудного сына", а несколько лет спустя приобрел "Моцартиану". Событием российской балетной жизни стали премьеры "Агона" и "Симфонии до мажор" в 1998 году, успех которых повлек за собой перенос "Кончерто барокко", "Серенады", Классического па де де на музыку Чайковского, "Тарантеллы" и Па де де "Сильвия". Под занавес прошлого сезона Большой поставил все три части балета "Драгоценности" - "Изумруды", "Рубины" и "Бриллианты".
За это время в Москве сложилась собственная традиция исполнения хореографии Баланчина. В ее создании принимали участие и многолетний ассистент хореографа Джон Тарас, и репетиторы фонда Баланчина: Сьюзен Фаррелл, легендарная муза хореографа, его примы Карин фон Арольдинген и Мэррил Эшли, работавшая с ним Сандра Дженнингс.
"Аполлона" в Большой театр переносила Виктория Саймон, чью балетмейстерскую деятельность стимулировал еще сам Баланчин. Она пришла в основанную хореографом Школу американского балета еще в середине 1950-х, и значительная часть эволюции хореографа происходила у нее на глазах. Для Москвы она выбрала ту версию балета, которая содержит сцены рождения Аполлона и его финального восхождения на Олимп, куда он и ведет муз (в переводе с древнегреческого "Аполлон Мусагет" - водитель муз). Баланчин купировал их в конце 1970-х, сократив и название балета до "Аполлона". В труппе Большого Саймон нашла три состава исполнителей, доверив премьеру Семену Чудину (Аполлон) и Ольге Смирновой (Терпсихора).