02.10.2012 23:23
    Поделиться

    Михаил Швыдкой: В неволе и на свободе культура дает разные результаты

    "Я вернулся в подразделение. В столовой только Яков, мальчик-еврей, подобранный Бором, играл на пианино. (...) Он играл Моцарта, andante одной из сонат, сердце у меня защемило... Якову было двенадцать; он украсил бы любой концертный зал Европы. (...) Вскоре с Яковом произошел несчастный случай: он ремонтировал с Бауэром машину, плохо установленный домкрат упал, и мальчику раздавило руку. (...) "Так он больше ни на что не годен", - решил Блобель и отдал приказ ликвидировать Якова". Это цитата из романа "Благоволительницы" Джонатана Литтела, выдающегося французского писателя американского происхождения, за этот роман в 2006 году он получил Гонкуровскую премию. Он написан как монолог эсэсовца Макса Ауэ, который занимался "окончательным решением" еврейского вопроса и многими другими вопросами, которые возникали в лагерях смерти во время Второй мировой войны. "Благоволительницы" заслуживают отдельного серьезного разговора, сегодня я вспомнил о нем по вполне конкретному поводу - в нем часто рассуждают о музыке. Макс Ауэ тоже большой любитель музыки, как и многие его сослуживцы. Различающие Баха и Бетховена, читавшие Гете и Шиллера, знакомые не только с произведениями Ницше, но и с трудами Канта. Что не мешает ему - как и его коллегам - с бюрократической педантичность решать проблемы жизни и смерти ни в чем не повинных людей. Чем больше в минувшие дни и недели говорят о культуре, тем чаще я вспоминаю этот роман Литтела. И не должен бы, но ничего не могу с собой поделать. Просто не исчезает опасение, что на культуру возлагают надежды, которые она одна не сможет оправдать.

    В высшей степени отрадно, что впервые за последние пять лет В. В. Путин провел в Кремле заседание обновленного президентского Совета по культуре. Это сразу дало новый импульс дискуссиям о роли культуры в обществе, об ответственности государства перед гражданами и перед культурой. Равно как и об ответственности создателей культурных ценностей перед "городом и миром". Идеи, высказанные главой государства, стали, в частности, предметом обсуждения на втором Международном культурном форуме "Культура и развитие" в Ульяновске. Надо отдать должное ульяновскому губернатору С. И. Морозову, который последовательно и небезуспешно стремится превратить свою область в пространство творческих озарений.

    Не знаю, получит ли культура достаточное финансирование в бюджетах грядущих лет или ее по прежнему будут финансировать по остаточному принципу, для решения подобных вопросов нужны политическая воля и мощное бюрократическое лобби. Но сам факт, что впервые в нашей истории лидер государства предложил рассматривать культуру не как отрасль, а как всеобъемлющий феномен, пронизывающий все сферы человеческой жизнедеятельности, имеет принципиальное значение и для развития культуры, и для формирования общества. Забота о культуре - это не только и не столько забота о профессиональных институциях и об отдельных творцах, но прежде всего забота о духовном и душевном качествах общества и граждан его составляющих. Ведь в конечном счете деградирует не сама культура - с Чайковским, Чеховым или Кандинским ничего дурного произойти не может - деградирует публика, которая оказывается неспособной воспринимать сколько-нибудь сложные художественные произведения, которая требует развлечений все более низменного свойства.

    Не надо лукавить, профессиональным экспертам более или менее понятно, что нужно делать сегодня, чтобы лет через десять-пятнадцать мы смогли помочь нашему обществу хотя бы частично излечиться от душевной и духовной неразвитости, которая способствует пробуждению самых низменных и примитивных страстей. Необходимо заново сформировать систему эстетического воспитания в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах и вузах, в целом гуманизировать все образовательные программы. Важно расширить и сделать доступным дополнительное образование, там, где это целесообразно, соединив его с общим. Нужно создать всю возможную систему правовых льгот и преференцией для хранителей и создателей национальной материальной и нематериальной культуры, включая современное законодательство о благотворительности. Особой заботой должно стать сохранение российской системы профессионального художественного образования, до сей поры одной из лучших, если не лучшей в мире. Наконец, нужно оберегать свободу творчества и свободный доступ граждан к творчеству, те конституционные нормы, которые в равной степени важны творцам и любителям искусства. Нужна только воля государства и желание граждан.

    Только не надо думать, что культура сама по себе сможет сделать жизнь прекрасной и добродетельной. В неволе и на свободе она приносит различные общественные результаты. Ее отношения с обществом и государством невероятно сложны. Она не в состоянии спасти мир, она способна лишь изменить людей, которые могут спасти мир, а могут и его разрушить. Это во многом зависит от смыслов, которые преобладают в социальной жизни. Эти смыслы зависят от уровня и качества культуры, но, увы, не только от них. Не случайно Наполеон, еще двести с лишним лет назад прервав Гете, размышлявшем о роли рока в человеческой жизни, сказал: "Политика и есть судьба".

    Моя бабушка вспоминала, что ее отец, мой прадед, одесский портной, даже перед войной говорил, что "немцы - культурные люди". Они расстреляли его вместе с моей прабабушкой около его дома, на улице Бебеля, на глазах у его соседей. И вовсе не потому, что трое их сыновей воевали с фашистами в рядах Советской Армии.

    Поделиться