12.09.2012 23:20
    Поделиться

    Кадыр Маликов: Запретами искоренить экстремизм невозможно

    Ситуация с религиозным экстремизмом в Киргизии грозит ухудшением.

    Такого мнения придерживается известный республиканский теолог Кадыр Маликов. Он рассказал о том, какие действия могут предпринять государство и общество, чтобы избежать развития событий по негативному сценарию в будущем.

    Кадыр, не так давно, общаясь с журналистами, вы сказали: "Нельзя грубо нарушать права человека, ссылаясь на свое представление о светском государстве. Если не пересмотреть отношение к религиозным убеждениям народа, в республике возникнет противостояние между властью и верующими людьми. Нужно найти мирные формы сосуществования религии и демократии". То есть, на ваш взгляд, сейчас мы являемся свидетелями немирной формы их сосуществования?

    Кадыр Маликов: Скажу так: ситуация на данный момент пока позволяет государству не "закручивать гайки". Но надо понять, что после так называемой арабской весны в Киргизию (КР), скорей всего, начнется импорт различных экстремистских течений. Надо быть к этому готовым. Но остановить этот поток только запретительными и карательными мерами не получится. Нужно научиться договариваться и убеждать, пока есть возможность обсудить, какой ислам нужен республике. Есть эволюционный путь, когда ислам движется по научной и социальной траекториям. Это Турция, Малайзия, Индонезия. А есть второй путь - Афганистан с его низким, невежественным уровнем религиозной грамотности. Вот такой у Киргизии сегодня выбор. Поэтому стране именно сегодня нужен гражданский договор между светскими элитами и представителями умеренного ислама, готовыми участвовать в диалоге. И ради безопасности и стабильности развития экономики такой договор должен быть заключен.

    По официальной информации, в КР запрещена деятельность восьми экстремистских организаций. Некоторые эксперты, тем временем, говорят, что это число - не окончательное и может возрасти. Вы с ними согласны?

    Маликов: Согласен. Их количество увеличивается за счет автономных организаций-однодневок. Членов одной из них обвиняют в расстреле трех милиционеров, совершении террористического акта у здания Дворца спорта в Бишкеке. Идея у них практически всегда одна - призыв к борьбе с государственными институтами, и размножаются они, как бактерии, действуя обычно под одним, уже "раскрученным" брендом. Например - известной глобальной террористической сети. Остановить их появление очень сложно, потому что ему способствует и внешний фактор, и, как я его называю, кризис национальных государств. Я говорю не об экономическом кризисе, а об утрате моральных ценностей, несправедливости власти, коррупции. В общем, о том, что создает благодатную почву для создания подобных организаций и привлечения в них молодежи. Есть и еще один момент. Он называется "трактовка светскости".

    Это случаем не настороженное отношение окружающих к бородатым мужчинам в религиозной одежде и женщинам в хиджабах на улицах?

    Маликов: Именно оно. Но не только. Обыватели действительно живут в плену представлений, навязываемых средствами массовой информации. Эти стереотипы надо разрушать. Да, мусульманин. Да, с бородой. Ну, ходит он себе и ходит. Никого не трогает, занимается, на самом деле, своими делами. А то, что с бородой... Извините, но и в православии верующие мужчины бороды отпускают, и в иудаизме. Вы можете возразить: "В СМИ рассказывают только об исламском экстремизме". Однако если обратиться к истории, то можно найти доказательства того, что в любой религии существовали и существуют ультрарадикальные секты и группы. Сегодня, как мне кажется, такой упор на ислам делается специально, с целью очернения. Но винить в этом только внешний фактор не стоит. Увы, повод зачастую дают сами верующие, которые руководствуются поверхностными знаниями о религии.

    В концепции национальной безопасности республики сказано, что одной из главных угроз для Киргизии является религиозный экстремизм, который, вероятнее всего, усилится после того, как в 2014 году силы НАТО покинут Афганистан. Это действительно так?

    Маликов: К сожалению, это реальная угроза. Вообще, к выводу воинского контингента из Афганистана привязывается много событий. Это палка о двух концах. Нет ничего хорошего в том, что иностранные солдаты оттуда уйдут. Но нет ничего хорошего и в том, что они останутся. Последнее, конечно, касается планов раскачивания ситуации на Ближнем Востоке, в Иране. Это, на мой взгляд, главная на сегодняшний день геополитическая цель США. Вывод же войск будет означать, что странам Организации договора о коллективной безопасности придется напрямую столкнуться с хаосом, который воцарится в Афганистане. Не думаю, что правительство Хамида Карзая долго продержится без внешней поддержки.

    Как вы считаете, религия, в частности ислам, со своей ролью морально-нравственного маяка в республике сегодня справляется?

    Маликов: Знаете, сегодня все-таки нужно говорить отдельно об исламе и отдельно о мусульманской общине страны. Ислам - это призыв к вере, система ответов на актуальные вопросы современности. А верующие - те, кого мы видим вокруг. Они усердно и искренне молятся, постятся, носят бороду, но, в то же время, к сожалению, иные из них занимаются не богоугодными делами. Исповедуют двойную мораль, избивают своих жен и детей, совершают неблаговидные поступки. Есть определенная дистанция между верующими и исламом, и ее нужно сокращать, поскольку вера дает свободу от идолов в виде низменных страстей, но она же накладывает и ответственность за семью, близких, народ, страну. В мечетях республики сегодня только молятся, но вообще-то храм представляет собой центр социальной активности. В нем ухаживают за инвалидами и стариками, собирают помощь от богатых прихожан и раздают ее бедным, помогают людям найти работу. Это касается не только мечетей, но и христианских церквей. Мне кажется, что традиционные религии в Киргизии, в первую очередь ислам и православие, нуждаются в определенном пересмотре своих отношений с верующими.

    Тем временем

    Мусульманки Киргизии потребовали от министра образования Киргизии извинений за запрет носить платки в школах республики. По словам председателя прогрессивно-общественного объединения женщин-мусульманок "Мутакалим" Фронтбек кызы Джамал, с первого сентября многие школы страны ввели запрет на ношение ученицами платков. "Учителя говорят им: если они хотят получить образование, то должны соблюдать требования или сменить место обучения. Девочек обвиняют в экстремизме. Их не пускают в школу в платках из-за указаний сверху", - пояснила она.

    Поделиться