В одночасье - без объявления войны - Капков сменил руководство, а актеров поставил перед выбором: уходить сейчас, получив небольшие отступные, или прозябать без работы, на мизерный оклад, в ожидании, когда отремонтируют здание и переформатируют репертуарный театр в новый культурный центр. Он прикрыл свое предложение обещанием временной работы на выездных площадках, которое новый директор и "кризис-менеджер" Алексей Малобродский, однако, не подтвердил.
Актеры решили бороться. 7 сентября, в день рождения нового худрука Кирилла Серебренникова, они провели несанкционированный митинг... за право сохранить свое рабство. Пока полиция поджидала их на улице, они выстроились перед бюстом Николая Гоголя, что стоит в фойе одноименного театра. "Мертвые души" объявили свое право на жизнь, назвав это спасением "репертуарного театра". Гоголь оказался идеальным мифом для нынешнего сюжета.
Представьте себе: злокачественная опухоль в организме требует удаления, но эта операция может стоить жизни всему организму. С другой стороны, без операции он и сам умрет, только медленней. В репертуарном театре давно завелась эта "опухоль" - сомнительное право рабов презирать своего господина, равно как и сам свой труд. Эта позиция непродуктивна, она съедает здоровые клетки, паразитируя на них.
Но и тот, кто хочет удалить "опухоль", не обладает особым знанием.
Кто мог подумать, что умный и талантливый Кирилл Серебренников, поставивший когда-то "Мертвые души", станет заложником ситуации, в которой не созданы никакие разумные механизмы решения проблемы.
Гоголевский морок пеплом оседает на лицах и костюмах всех, кто включился в эту историю. "Мертвые души" репертуарного театра как опухоль мешают его жизни, но утверждают, что именно они и есть его гордость. Те, кто хочет их удалить, не знают технологий и не имеют юридических оснований для операций. Кто мешал режиссеру провести "месячник" интенсивного труда, тренингов и занятий, в ходе которого и так выяснилось бы, кто может и хочет работать с ним, а кто - нет?
Но в том-то и дело, что колесо давно отвалилось, а телегу при этом запрягают "тройкой лошадей", и они несут ее... в бездну. Крепостное право "мертвых душ" должно смениться ответственностью свободного человека. Но разве этого хотят те, кто принял решение о смене руководства в Театре им. Гоголя?
Кстати
Новый худрук Кирилл Серебренников обратился к актерам с письмом: "Предлагаю успокоиться, дождаться моего возвращения в октябре и... за столом переговоров все совместно решить. Другого пути для разрешения этого накопившегося напряжения не вижу".
Тогда же, в октябре, театр обещают закрыть на ремонт.