Смятый обывательской волной возмущения "Оккупай Абай" выглядит в его глазах куда более мирной акцией. Если политический протест, превращенный в праздник, мешает горожанам гулять по бульварам, вредит культурной столичной частной жизни, то уж день-то ВДВ - когда традиционное купание в фонтанах сопровождается угоном броневика "Тигр", протараненными им машинами и круглосуточным употреблением неразбавленных спирта и мата, - тем более. Так почему же не подымается волна возражений против куда более дикого гуляния в честь узко профессионального праздника? Только потому, что День ВДВ, это все-таки один день, а "Оккупай Абай", дай ему волю, и все лето? Или потому что один праздник - праздник мускулов, а другой сублимирует гражданские претензии.
Вряд ли в День ВДВ все остальные граждане, кроме "Эха Москвы", всмятку влюблены. Похоже, что естественные обывательские чувства большинства горожан распределяются между снисходительностью и терпением и не всегда удерживаются в этих границах. В Туле вон даже фонтаны заблаговременно выключили.
Между тем и День ВДВ, и "Оккупай Абай" - это гражданская самоволка. Рожденная пусть несовершенной, но демократией.
Случись "9 мая 1945-го" в 1995-м, когда болтающееся в мировых и отечественных кризисах государство не смогло бы его ни запретить (как Сталин в послевоенные годы), ни официально оформить из-за традиционной скудости бюджета, то ведь, согласитесь, современный День Победы был бы похож на День ВДВ. Так же горланили бы песни молодые и много пережившие, с нелеченным ПТС солдаты и офицеры. В знаменитом "Зеркале для героя" Владимира Хотиненко, герой-фронтовик с баяном - чем не сегодняшний ВДВ-шник по стилю поведения.
И все-таки при всем нетерпении выразить свое "фе" дикому (на рафинированный гражданский вкус) гулянью, День ВДВ нам нужен. Как зеркало, если не для героя (вчера - великого, сегодня - пьяного), то для всего общества. Которому не стоит забывать, сколь разделено и сегментировано оно сегодня. Сколь диспропорционально - по соотношению "затраты-доходы". И как те, кто "затрачивает" часто свою жизнь и здоровье, попадает потом в "белое пятно": его не видят ни государство, ни общество, ни другие люди. Воевавшие в Чечне, терявшие друзей ("пусть политики меняют ценники, мы воевали друг за друга", гениально определил смысл происшедшего один солдат полузабытой обществом войны), часто бесквартирные и безработные, не всегда удачливые в сложной мирной жизни, они в этот день стараются найти что-то большее, чем запертая повседневность.
Это наши " Три товарища" по жизни - без высот художественной рефлексии.
Когда-то в знаменитом фильме Марлена Хуциева слишком смело и эгоцентрично отделявший себя от общих, вызванных войной бед герой молодого Андрея Тарковского получал пощечину - за этическую недопустимость такой позиции. Если задуматься, сегодня у нас добрая половина общества состоит из кандидатов на пощечину. И только выяснив все с собой, трезвыми, мы можем предъявить претензии пьяным десантникам и подумать о том, как им стать трезвее, и не потеряв закадычности, расстаться с монструозностью некоторых лихих обычаев. Как перевести их гулянки в веселые парады.