В арктическом шельфе спрятано 64 миллиарда тонн газа

Разведанных месторождений газа в России хватит на 60-70 лет, а нефти и того меньше - не более чем на два десятилетия, предупреждают эксперты. Большой потенциал в добыче топлива сейчас есть в Арктике. Однако в последние годы, по мнению ученых, шельф разрабатывается недостаточными темпами.

Главная задача, в том числе и при наполнении российского бюджета, который на 60 процентов состоит из доходов от продажи углеводородов, состоит в том, чтобы новые разведываемые запасы нефти и газа опережали его добычу. "Если они ниже, чем добыча, то мы "проедаем" то, что было ранее открыто. К сожалению, в последние 20 лет в основном мы проедаем то, что было раньше", -

говорит заведующий лабораторией комплексного геолого-геофизического изучения и освоения нефтегазовых ресурсов континентального шельфа Института проблем нефти и газа РАН Василий Богоявленский.

В Арктике, по оценкам российских экспертов, сейчас "спрятано" около 80 миллиардов тонн условного топлива и 80 процентов этого объема составляют запасы газа. Это больше, чем у остальных четырех стран, работающих на шельфе. А экономический эффект от освоения арктического шельфа в реальности может превысить 8 триллионов рублей. Одно только Штокмановское месторождение хранит огромные запасы. "Там каждая скважина должна давать до 3 миллионов кубометров газа в год. За 365 дней сколько даст одна скважина? По миллиарду. Поставили 30 скважин - 30 миллиардов с этого месторождения уходит газа вверх, вот и считайте", - рассказал заведующий кафедрой освоения морских нефтегазовых месторождений госуниверситета им. Губкина Борис Никитин.

Пока, правда, одной из причин, тормозящих освоение месторождений в Арктике, является неготовность российской промышленности к работе в новых условиях, признают эксперты. Освоение Арктики сдерживалось и потому, что долгое время считалось, будто разработка месторождений на шельфе нерентабельна. Бытовало мнение, что это возможно только в том случае, если цена на нефть будет не ниже 100 долларов за баррель. Но эксперты с такими расчетами категорически не согласны. "Конечно, если укрупнить всю Арктику и учесть Северный полюс, то и двойной такой цены будет недостаточно. Но если взять прибрежные зоны и посмотреть на то, как процесс идет в США, на Аляске уже более 20 лет, то можно убедиться, что все это весьма рентабельно. Не говоря о том, что многие месторождения там намного меньше, чем, например, наше Приразломное", - рассказал Богоявленский.

Но важно еще и научиться более рационально использовать доходы от продажи ресурсов. Борис Никитин привел в пример Вьетнам, который совершил прорыв за счет добычи нефти. Нефтяная игла сделала Вьетнам совершенно другим, они использовали доходы от нефти для насыщения своего хозяйства. Поэтому во Вьетнаме и прирост ВВП в среднем 10-15 процентов в год", - говорит этот эксперт.

Тем временем, Гринпис намерен выступить на сентябрьском заседании Генеральной Ассамблеи ООН с призывом объявить Арктику международным заповедником. Защитники природы добиваются отсрочки раздела шельфа арктическими странами и считают, что это не нужно при наличии альтернативных путей развития энергетики.