Письмо короткое, поэтому приведем его полностью. "Огромное спасибо за статью в вашей газете. Я, Новикова Татьяна, со своими проблемами, приемными детьми оказалась в безвыходном положении: дети три недели спали на чердаке, а мы с пятилетней Дианой и мужем - на веранде в аварийном доме. Все попытки привлечь внимание местной власти к нашим проблемам оказались неудачными. Благодаря статье в вашей газете от 31 июля "Кот за шторкой" на нас обратили внимание и отношение местной власти к нам резко изменилось. Уже утром позвонили из приемной губернатора, приехали представители прокуратуры и наш дом признали аварийным. Сегодня был звонок из приемной президента Сбербанка России, а потом и его представители приехали. Когда в сельской администрации спросили: "Кто ваша крыша?", я сказала, что "Российская газета". Правильно ведь ответила? Ведь газета действительно стала защитницей нашей семьи. И мы очень благодарны людям, которые благодаря вам откликнулись на нашу беду. С уважением, Новикова Татьяна".
Мы решили убедиться в реальности позитивных перемен и отправились на хутор Армянский, расположенный в семи километрах от Крымска. Во дворе Новиковых нас ждала ватага ребятишек вместе с мамами. Оказалось, на этом хуторе 12 приемных семей, часть из которых попали в зону подтопления. Вот их представители и пришли на встречу с журналистами.
- Никто из нас еще ни копейки на приемных деток не получил, - говорит Наталья Задорожная. - Но все понимали, что у Новиковых самая сложная ситуация. Ведь у них фундамент размыло, а дом не признали аварийным. Стены вот-вот рушиться начнут, что тогда делать прикажете? Это ведь не Татьяна, а я к корреспондентам за помощью обратилась. Спасибо, что вы так быстро отреагировали.
Дом по улице Миронова строили еще родители Татьяны. Они с мужем и двумя детьми переехали сюда в 97-м году с Украины, где в то время проходил службу подполковник Геннадий Новиков. Однако, вернувшись в Россию, остался без квартиры. Благо теща приютила. После того как собственные дочери выросли, выучились, своими семьями обзавелись, решили Новиковы взять на воспитание сирот. В 2008 году создали приемную семью, сейчас в ней пятеро детей: старшей, Анжеле, 14, малышке Диане - пять лет.
- Вот на этом чердаке мы все и спасались в ту ночь, - показывает Татьяна на крутую лесенку внутри одной из комнат. - Сначала детей наверх затащили, потом сами взобрались. Муж успел документы взять да свой офицерский мундир со всеми регалиями. Все наши ребятишки заслугами отца очень гордятся, особенно мальчики, говорят, что в армии, как он, будут служить.
Кто же виноват, что пятеро воспитанников Новиковых, как и практически все приемные дети из других пострадавших семей Крымского района, превратились в лишенцев? Ведь в списках на выплату компенсаций никого из них не оказалось. В краевом министерстве социального развития и семейной политики утверждают: виноваты сами приемные родители, не позаботившиеся о регистрации приемных детей по месту их проживания.
Как выяснилось, в Крымском районе в зону подтопления попало 16 приемных и 23 опекунских семьи, всего пострадало 59 детей. На сегодняшний день лишь на шестерых из них родители получили по 10 тысяч рублей, о выплате положенных 150 тысяч пока нет и речи.
Восстановление Крымска и оказание помощи пострадавшим затягивается из-за чиновничьей волокиты, в чем мы лишний раз убедились, беседуя с жителями хутора Армянского.
- По нескольку комплектов документов пришлось собирать, - говорит Ольга Батурина. - Одна комиссия признала нашу семью пострадавшей, другая нет, глава поселения в суд послал. А у меня трое детей, младшему полгода всего, на кого их оставишь?
- Мы на самом берегу реки живем, дом затопило - смотреть страшно. И змей, и коряг нанесло, забор, окна, двери все вывернуло. Комиссии одна за другой приходят, а только и дождались 10 тысяч компенсаций. Жить как-то надо, поэтому в долги влезла, окна, пол сама меняю.
Заместитель главы сельской администрации Василий Лазарев считает, что подобная неразбериха возникла по вине краевого министерства соцзащиты, отвечающего за выплаты.
- Мы акты составляли, как положено, комиссии создали, по дворам ходили, всех пострадавших в списки внесли, - пояснил он. - А из края прислали соцработников, после чего в списки пострадавших попали лишь те, кто прописан. У нас есть семьи, выходцы из которых чуть ли не по 20 лет в Греции живут, оставаясь прописанными у родителей. Им и по 10, и по 150 тысяч уже начислили, а те, кто действительно пострадал, остались, что называется, с носом. Наши-то списки в администрацию, как выяснилось, передали уже после 16 июля. Все приемные дети Новиковых в них, кстати, были. Несправедливыми деньгами раздрай внесли. Люди теперь претензии предъявляют, почему те, кто не пострадал, обогатились за счет государства.
С подобными фактами, судя по всему, еще долго придется разбираться прокуратуре. В ходе проверок выявлены многочисленные факты нарушения миграционного законодательства и правил регистрации по месту жительства. В целях устранения нарушений закона прокурором Краснодарского края Леонидом Коржинеком внесено представление начальнику управления Федеральной миграционной службы по региону. Районный суд буквально завален исками граждан, претендующих на получение государственных субсидий. Свыше трех тысяч исков, по которым заявители предоставили доказательства своего проживания, удовлетворены. Первые положительные решения были вынесены еще в середине июля, однако причитающиеся выплаты по ним еще не получены. В подобной ситуации оказалась Марина Ефешина с улицы Адагумской, 200, за судьбой которой следит "РГ". Дом, в котором женщина проживала вместе с семилетней дочкой, снесли, а сами они до сих пор даже по 10 тысяч не получили. Марина поставила во дворе палатку, дочку отправила к родным, сама каждый день ходит на почту и в сберкассу, однако денег пока нет.
Подобные примеры, увы, на улицах Крымска и окрестных сел далеко не редкость...
Кстати
Узнав о визите журналистов, нам позвонили из министерства социального развития региона, просили назвать имена тех, кому безотлагательно требуется помощь. Мы, конечно, назвали. Будем считать, что нашим героям повезло, однако в целом проблему это, безусловно, не решает. Восстановление Крымска и оказание помощи жителям затопленного города явно затягиваются из-за волокиты чиновников.