17.07.2012 23:43
    Поделиться

    Потерявших дома и имущество крымчан начали атаковать кредиторы

    Вчера корреспонденты "РГ" стали свидетелями, как жительницу Крымска, пострадавшую от катастрофического наводнения, довели до истерики, требуя "безотлагательно" погасить долги по просроченным кредитам.

    Ливневый потоп унес все имущество Марины, по стенам ее дома после спада воды побежали трещины.  Женщина ночует на работе, одевается в то, что принесли друзья, а в это время на мобильник чуть ли не ежечасно поступают SMSки и звонки с требованием выплатить банкам проценты.

    - Вот опять они, - сказала женщина, поднимая трубку. Сначала пыталась спокойно объяснить сотруднице головного офиса столичного банка ситуацию, в которую попала. - Я из Крымска, у нас наводнение, вы, наверняка по телевизору видели…

    Но та ответила, что телевизор "не смотрит и проблемы клиентов ее не волнуют".

    - Вы обязаны погашать долг и проценты по нему. Если не будете это, делать, опишем имущество, - отчитывала она несчастную крымчанку. На попытки объяснить, что описывать просто нечего, тут же парировала: "Вещи вам, говорите, знакомые приносят? Продайте их и рассчитайтесь с нами".

    После этого Марина бросила трубку и разрыдалась. Журналистам с трудом удалось успокоить ее.

    - Сейчас многие живут в кредит, - говорила она, вытирая слезы. - У нас с мужем дочка студентка, ей постоянно помогаем, в нескольких банках взяли потребительские кредиты на покупку бытовой техники и мебели. Теперь все пропало, но кредиторы требуют возврата денег, невзирая на форс-мажорные обстоятельства.

    Вот так, прямо на наших глазах, сотрудники кредитного учреждения, проявили "процентную бесчеловечность". И буквально через минуту пришла смска от другого банка: "В связи с отсутствием платежей, было принято решение о передачи досье в службу выездного взыскания для проверки наличия у Вас имущества, на которое в дальнейшем будет обращено взыскание при получении исполнительного листа". Комментарии, как говорится, излишни.

    Выяснилось, что в аналогичную западню угодили многие крымские подтопленцы. И, что поразительно, выжать последние соки из них стремятся преимущественно небольшие финансово-кредитные учреждения, как это произошло в истории с Мариной…

    - Сейчас разбираемся с каждым таким случаем, - рассказал "РГ" руководитель департамента по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края Игорь Славинский. - В Крымске  работают 15 офисов различных коммерческих банков. На сегодняшний день Сбербанк, Россельхозбанк, УРАЛСИБ, а также все региональные банки приняли решение о реструктуризации задолженности по кредитам гражданам, предприятиям и предпринимателям. Наибольшую долю взятых кредитов имеет Сбербанк - около 70 процентов. Речь идет о весьма внушительных суммах - свыше двух с половиной миллиардов рублей. Принято решение отсрочить до одного года выплату по основному долгу и процентам. Сейчас эта информация доводится до всех клиентов. Формируются выездные группы из сотрудников банков, они едут по домам, больницам, эвакопунктам, подписывают дополнительные соглашения с гражданами.

    В настоящее время, по словам собеседника, обсуждается вопрос об увеличении сроков отсрочки до двух лет по взятым на значительные суммы кредитам. Руководством края совместно с ГУ Центробанка по Краснодарскому краю во взаимодействии с банковскими ассоциациями достигнута договоренность "о прекращении понуждения пострадавших от наводнения граждан через средства связи, смс, коллекторские организации к выплатам образовавшихся долгов. В данной ситуации это просто недопустимо".

    В Крымске действуют 11 офисов страховых компаний. Их сотрудники дошли уже практически до всех своих клиентов, причем делали это, не дожидаясь обращений. Размеры выплат, по предварительным подсчетам, составят около одного миллиарда рублей.

    Одна из болевых точек - незастрахованные по системе КАСКО автомобили граждан. Таких, по предварительным подсчетам, свыше 10 тысяч. Их учет ведут сотрудники полиции. Они же выдают хозяевам справки о порче транспортных средств. Как сообщил Славинский, руководство Кубани обратилось в Союз страховщиков России с просьбой  найти пути, как помочь людям. Возможно, по этому поводу будет принято отдельное постановление правительства.

    После того, как президент страны во время воскресного совещания в Крымске раскритиковал представителей местных и федеральных властей за низкие темпы восстановительных работ в районе ЧС и бюрократические проволочки с выплатами компенсаций пострадавшим от наводнения, это возымело действие. Сейчас работы здесь продолжаются днем и ночью.

    Как сегодня убедились корреспонденты "РГ", первый этап - разбор завалов и расчистка домов - подходит в городе к завершению. А вслед за ним начнется новый - строительство и ремонт подтопленных жилищ. Привести в порядок районный центр за неделю, как потребовал накануне губернатор Кубани Александр Ткачев от своих подчиненных, - очень трудная задача.

    Правда, пострадавший от наводнения район постепенно приходит в себя. На когда-то размытых улицах рядом трудятся военные, сотрудники администраций 40 муниципалитетов края, волонтеры и сами подтопленцы.

    Спустя полторы недели ситуация в городе заметно изменилась. Административный центр Крымска кипит: у оперативного штаба роятся толпы спасателей и полицейских. Ощущение, что за несколько дней сюда съехался едва ли не весь край.

    На центральных улицах много машин. Чтобы город не встал в одну большую пробку, там, где нет светофоров, стоят регулировщики. На остановках толпятся люди - кое-где общественный транспорт уже пустили.

    Появилась жизнь и на окраинах: в домах больше нет грязной воды, с подворий группы военных вывозят последний мусор. Все еще печальные жители с благодарностью наблюдают за помощниками.

    Когда-то практически разрушенная улица Фестивальная обретает прежний вид. Жители с момента нашей предыдущей встречи, которая состоялась в прошлую среду, стали заметно спокойнее. Говорят уже без особых эмоций, да и слез больше нет. Но страхи все-таки остались.

    - Мы живем втроем - я, моя мама и сын. Сейчас переехали к родственникам, но приходим сюда каждый день. Постоянно ждем новой комиссии, - рассказывает Ирина Абельметова. - За все это время их было две. А определенности пока никакой. Дом сыпется на глазах, а назвали его аварийным или нет - неизвестно. Поэтому совершенно непонятно: или убирать ил с пола, или оставлять все, как есть? А если придется делать здесь ремонт, то откуда брать деньги? Первую материальную помощь - десять тысяч рублей - мы получили. И что дальше? Из-за того, что не знаю, где мы будем жить, перестала спать по ночам. Я-то ладно, перебьюсь, как-нибудь. А вот маму - ветерана труда (ей бы сейчас после полвека лет работы - отдыхать и отдыхать) и четырехлетнего сынишку жалко.

    По словам Абельметовой, компенсации - 150 тысяч рублей - уже начали выплачивать. Правда, многие пока не забирают пришедшей материальной помощи - боятся воров. "Узнают, что в доме такая сумма, и отберут" - слышим в который раз от крымчан.

    Ирину, как и многих жителей Крымска, волнует: включат ли в комиссию оценщиков "обычных" людей? В таком случае они надеются на хоть какую-то объективность: "Вы ведь знаете, какие они, эти чиновники…"

    В помощь молодой женщине сегодня определили двух бравых военных - Сергея Дадяна и Сурена Галстяна. Оба рядовых приехали из Ростова-на-Дону. Пока ребята пытаются вынести размокший деревянный шкаф, успеваем задать несколько вопросов. Первое, что бросается в глаза, - на парнях нет масок.

    - Маски у нас есть, но работать в них неудобно. Дышать трудно - на улице и так около 40 градусов, - говорит Сергей.

    Спрашиваем: "Не страшно ли заходить в хлипенькую саманку?" Говорят, "уже нет", но стараются расчищать осторожнее. Так, вытаскивая пришедшую в негодность мебель и случайно облокотившись на стену, парни проломили в ней дыру почти в 15 сантиметров в диаметре.

    Военные говорят, что уже успели "заглянуть в каждый дом в городе". Их сюда приехало более шести тысяч человек. На месте оценивают фронт работ - и определяют по два, три или сразу десять военнослужащий на объект. Все зависит от сложности.

    В небе прямо над нами появляется боевой вертолет.

    - Смотрит, где нет наших, чтобы точечно отправлять группы, - улыбается собеседник.

    Не сомневаемся: с воздуха среди полуразрушенных одноэтажных жилищ людей в зеленой пятнистой форме видно очень хорошо.

    Рядом с военными трудится бригада от администрации Сочи. Эта улица, оказывается, закреплена за Хостинским районом города-курорта. Неподалеку руководит работами глава администрации района Валерий Турков. Жители идут к нему с просьбой договориться о включении воды или света. Проблема решается одним звонком - все нужные телефоны уже "вбиты" в справочник.

    - У нас тут говорят: "Кто раньше встал, того и тапки". Я вот, чтобы взять больше людей и техники, приехал к шести утра, - рассказывает Турков. - Дел, конечно, еще много. Сейчас пока расчищаем. Планируем закончить уже завтра. Потом будет второй этап - помощь в ремонте жилищ и строительстве. Только на улице Фестивальной аварийными уже признали пять домов. Но, судя по всему, их будет гораздо больше.

    У штаба администрации Сочи, разбитого на соседней улице, разместился небольшой палаточный городок и полевая кухня. Крымчане часто наведываются сюда, благодарят за вкусную еду.
    Практически на каждом перекрестке стоят "Газели" медпомощи. Как признаются горожане, накануне врачи ходили по домам и делали прививки.

    Чтобы узнать ситуацию изнутри, один из корреспондентов "РГ" отправляется к пункту вакцинации. К тому же заветный укол собиралась сделать еще несколько дней назад - но все времени не хватало. А тут, что называется, все рядом.

    Подхожу к мобильному пункту, там всего два человека - медсестра с вакциной и координатор, который записывает привившихся. Заполняю форму. Помимо фамилии-имени-отчества, указываю адрес и возраст (несовершеннолетних вакцинируют только в спецучреждении). В списке я - 41-я. Предлагают три лекарства: от гепатита А, дизентерии и неизвестного мне "интестибактериофага".

    В каждой из помеченных колонок надо поставить крестик, а в последней - расписаться. Замечаю, что три колонки пустуют: "Столбняк", "Брюшной тиф" и "Лептоспироз". Вспоминаю, что жители жаловались на то, что прививок от столбняка им так и не сделали. Медики тогда ссылались на "нехватку вакцины".

    - От столбняка мы уже не делаем, сейчас это неактуально, - объясняет врач регионального центра медицины катастроф Анастасия.

    Есть ли у них это лекарство, врачи, правда, так и не ответили.

    Неподалеку от оперативного штаба развернулся и штаб психологов МВД. Помимо помощи своим сотрудникам, здесь не отказываются от приема и тех, кто никак не связан с полицией.

    - Сотрудники у нас - ребята подготовленные. Поэтому психологическая помощь им практически не требуется. Но когда человек здесь провел уже неделю, все же накапливается усталость и раздражение. Тут работа появляется и у нас, - рассказывает руководитель оперативной группы психологов МВД РФ полковник внутренней службы Михаил Дашко. - Простых крымчан мы тоже принимаем. По сравнению с ситуацией, которая была неделю назад в городе, психологическое состояние местных жителей уже удовлетворительное. Подтопленцы сейчас заняты расчисткой жилищ - это хороший знак. Работа снимает стресс, к тому же у пострадавших есть цель. У них меньше времени на скорбь - люди быстрее приходят в себя. Но, все еще в зоне риска остаются дети - с ними, конечно, сложнее всего. Оправятся они, к сожалению, не скоро.

    И еще один положительный показатель. По словам Дашко, на состоявшийся накануне импровизированный митинг у районной администрации люди пришли без агрессии, но с четким желанием получить ответы на интересующие их вопросы.

    - Сейчас главное, чтобы власти хорошо сработали. Отвечать нужно, да и с людьми общаться просто необходимо. Они должны чувствовать надежное плечо, тогда напряжения будет меньше, - советует полковник...

    По словам вице-губернатора Кубани Ивана Перонко, проблемы с выплатами остались только у тех, кто проживал в пострадавшем доме, однако не был в нем прописан.

    - Таких около пяти тысяч, - пояснил он. - Наши юристы помогают составлять иски в суд. Рассмотрено уже около полутора тысяч исков. Граждане в суд приходят всего единственный раз - за решением.

    Поделиться