04.07.2012 12:25
    Поделиться

    Жители: В Сагре так и не появился отдельный участковый

    Спустя ровно год с той ночи, когда в уральском поселке Сагра случился конфликт, прогремевший на всю страну, местные жители узнали, что в суд передано дело о нападении на их поселок. На скамье подсудимых 23 человека, обвиняемых по статьям 209 УК РФ (бандитизм) и 212 УК РФ (организация массовых беспорядков). Следствие завершено, десятки жителей Сагры получают повестки в суд для дачи показаний, а что изменилось в самом поселке за год? Об этом узнали корреспонденты "РГ".

    О событиях тех дней сейчас напоминает, пожалуй, только пограничный столб, установленный при въезде в деревню. Над надписью "Сагра. 2011" раскинул крылья российский орел. Этот знак местные считают символом готовности в любой момент отстоять свою семью и деревню. И как ни печально, актуален он по сей день.

     - Считается, что проблемы нашего поселка уже решены. Хотя по большому счету ничего не изменилось. Как были оторваны от остального мира - ни дороги, ни приличной связи, ни защиты полиции, так и остались. Надежда только на себя, отсюда и постоянная тревога, - призналась нам жительница Сагры Татьяна Шархунова. 

    Разбираться во всех перипетиях прошлогоднего конфликта мы не будем. Это дело следствия и суда. Сейчас все взявшиеся за ружье поселковые мужики проходят как потерпевшие. "Мы поступили как нормальные люди, которые защищали свои семьи. Считайте это вынужденной самообороной", - убежден местный житель Виктор Городилов. 

    По версии следствия, группу силовой поддержки вызвал в поселок местный житель, именуемый деревенскими "цыган Сергей". В Сагре он жил несколько лет, знали его как Сергея Красноперова и не всегда с ним ладили. Как выяснилось позже, подозревали в нарушении закона не зря - цыган жил по чужим документам. Его истинное имя - Иван Лебедев, а скрывался Иван, потому что с 1997 года находился в федеральном розыске. Год назад конфликт цыгана с деревенскими раскалился настолько, что Лебедев обратился за помощью к родственнику, отбывающему срок в одной из свердловских колоний: попросил прислать братву, чтобы сделать местных мужиков сговорчивее. Из Екатеринбурга бригада выехала на разборки в деревню на 13 машинах. Из соседнего поселка, расположенного в десяти километрах, по сотовому предупредили, что едет колонна машин с явно агрессивными пассажирами. И пока налетчики тряслись по колдобинам, сагринцы успели подготовиться к встрече. Плохая дорога, можно сказать, помогла. 

    Единственная автомобильная дорога до Сагры была построена в 60-е годы прошлого столетия на народные деньги. На прокладку по лесу вдоль железнодорожного полотна этой грунтовки скинулись садоводческие товарищества, коих в округе почти три десятка. С тех пор ее только время от времени подравнивали, но первая же слякоть приводила "путь жизни" в негодность.

    Именно ухабами и сложностью передвижения по щебенке объяснило руководство ОВД Верхней Пышмы, куда территориально приписана Сагра, свою задержку с появлением на месте деревенской перестрелки. Когда Сагра прогремела на всю страну, в поселок прилетел на вертолете тогдашний губернатор Свердловской области Александр Мишарин и пообещал сделать новую дорогу. "Без этого безопасность да и нормальную жизнь вам не обеспечить", - соглашался глава региона.

    - Год прошел, а дорога какая была, такая и осталась. Разве что в начале лета грейдером ямы поравняли. Ни детишек в школу не отправить, ни до врачей не добраться, - жалуется бабушка Жанна Алейкина.

    Глава местной Исетской поселковой администрации Сергей Хоренженко нам не смог обрисовать внятные перспективы: "Строительство этой дороги давно внесено в областную программу "Уральская деревня", предусмотрено более 160 миллионов рублей. Но когда начнутся работы, сказать не могу. В нынешнем году обещали разработать проектно-сметную документацию".

    А пока реализуется ямочный вариант, поселок, где проживает 200 человек, не считая массы садоводов, надеется на спасателей-добровольцев. Муж местного фельдшера Татьяны Шархуновой уже не однажды заменял скорую помощь. На своей "девятке" доставлял больных в ближайшую больницу. Врачи либо отказывались ехать по ухабам, либо "скорая" ломалась в пути…

    Фельдшерский пункт сейчас - главный центр спасения. И это несмотря на то, что с зимы рядышком появился так называемый опорный пункт милиции - небольшое мобильное строение, напоминающее вагончик, с неизменным замком на дверях. Но именно в стареньком фельдшерском пункте сосредоточились все последние деревенские новшества, в том числе аппарат тревожной кнопки.

    - Тревожную кнопку мы установили в фельдшерском пункте, потому что рядом живет староста, и ее, в случае ЧП, можно вызвать и подать сигнал для полиции, - рассказывает начальник ММО МВД РФ "Верхнепышминский" Анатолий Новиков.

    Видимо, эта кнопка считается адекватной заменой присутствия в поселке постоянного участкового. Поселить здесь участкового обещали областные власти. Но, как пояснили в ОВД, "скорее всего это делали некомпетентные люди, которые не решают вопросы штатной численности правоохранительных структур". В зоне ответственности местного участкового, помимо Сагры, еще два крупных поселка, на десятки километров раскинутых друг от друга. И менять эту ситуацию в правоохранительных органах однозначно не намерены.

    Отвечавший год назад за порядок на этом же участке Вадим Зайниев сейчас является подсудимым. Он обвиняется в халатности, и процесс уже идет в Верхнепышминском городском суде. Вместе с Зайниевым на скамье подсудимых его начальник - полковник Зиновьев, обвиняемый по той же статье. Главный довод следствия - полицейские не знали реальной ситуации, не реагировали на тревожные сигналы жителей. С началом следственных действий Зайниев переведен участковым в город, а его сельский участок принял житель Верхней Пышмы Юрий Пахотин. Как объяснило нам руководство, молодого лейтенанта назначили " за хорошие профессиональные навыки и морально-деловые качества". Факт, что деревенский участковый живет за десятки километров в городе, никого не смущает.

    В Сагре, по словам Пахотина, он появляется раз в неделю или приезжает по сигналам местных жителей. Неприятных сюрпризов не ждет: "Деревня как деревня, если случаются конфликты, то бытовые: пьяный садовод дебоширит или корова зашла на чужой участок".В эпоху современных технологий, Интернета и сотовой связи жить забор к забору, конечно, не обязательно. Но, как выяснилось, ни то, ни другое приказами МВД пока не предусмотрено. Ведомство должно лишь обеспечить участкового стационарным телефоном и передатчиком. "Сотовый телефон - его личное дело, - пояснили мне в ОВД Пышмы, - и оплачивается эта связь из его кармана". А об Интернете в контактах даже никто не заикается.

    - Есть вариант поставить в Сагре внештатного сотрудника. Он сможет по крайней мере задержать преступника, я уже приеду и составлю необходимые документы. Это что-то вроде официально выбранного дружинника, который должен следить за порядком. Понятно, что на общественных началах, средства никакие не выделяются. Но когда мы высказали это предложение, жители не совсем адекватно отреагировали, - пояснил участковый Юрий Пахотин.

    Впрочем, о необходимости большей самостоятельности жителей поселка в вопросах самоуправления говорили практически все представители официальных структур. Хотя именно год назад сагринцы наглядно показали возможности самостоятельного принятия решений.

    - Да мы не требуем особого внимания от местных властей, каких-то ненужных вложений, - говорит Виктор Городилов. - Только самое необходимое для нормальной жизни. Десятки тысяч таких же, как Сагра, деревень находятся в примерно в таком же положении. Они ничего не дают, кроме небольшого земельного налога и множества хлопот. Поэтому проблемы годами и не решаются.

    Поделиться