Сергей Жуков: Частников на космическом рынке РФ практически нет

Елена Шипилова

Специально для RBTH

Возросла ли роль космоса в международной политике за последние десятилетия?

Международная экономика постепенно становится все более зависимой от активности космических исследований. Объем рынка товаров и услуг в области космических технологий по разным оценкам составляет от 300 до 400 млрд долларов США в год. Этот рынок состоит из нескольких сегментов, самый большой из которых относится к спутниковой связи, телекоммуникациям, навигации и удаленному зондированию Земли. Доля России на этом рынке составляет менее одного процента. В области производства спутников наша доля равна 7-10 процентам. Единственный, хотя и незначительный по размеру сегмент рынка, доля которого в России традиционно велика, - это запуск спутников на орбиту.

Что мешает России увеличить свою долю на международном рынке космических технологий?

С одной стороны, государственное финансирование космической отрасли в России за последние пять лет выросло втрое, и его объемы продолжают расти. Новая космическая стратегия сегодня является предметом широкого обсуждения. С другой стороны, российские частные компании на этом рынке практически отсутствуют, в то время как во всем мире наблюдается тенденция к увеличению участия частного сектора в исследовании космоса. Помимо этого, на международном рынке высоких технологий сегодня действует принцип разделения труда, и России следует более активно формировать альянсы с ведущими мировыми производителями в этой сфере.

Связана ли ведущая роль США в области космических технологий с развитием частного сектора?

США сегодня - это единственная страна, которая занимается практически всеми видами космических исследований, и в этом нет ничего удивительного. Если сложить гражданский и военный бюджеты, которые выделяются в США на развитие этой отрасли, то эта сумма превысит совокупный размер финансирования космических исследований во всех остальных странах мира вместе взятых. Если говорить о развитии частного сектора, то в США действует принцип четкого распределения сфер ответственности: исследование Солнечной системы, включая планеты и астероиды, - это прерогатива государства, а частные компании занимаются разработкой околоземного пространства. К тому же, нельзя забывать о том, что главные подрядчики космического ведомства США - Boeing, Lockheed Martin, Orbital - являются частными компаниями. Именно они обеспечивают технологическое превосходство Соединенных Штатов.

Ведется ли сейчас работа над какими-либо российскими продуктами, которые могут стать настоящим прорывом в области космических технологий?

Это непростой вопрос. Неплохие шансы есть у российской энергетики и отрасли машиностроения. Я имею в виду создание ракетных двигателей и космических атомных станций. Впрочем, не исключаю и возможность появления менее заметных, но значимых технических решений в сфере строительства малых космических платформ и элементов бортовых системы. Такого рода разработками занимается проект "Сколково".

Могут ли профильные частные компании в России рассчитывать на еще чью-то поддержку, помимо Сколково?

Мы не единственные в своем роде, ряд других исследовательских организаций начали оказывать поддержку коммерческим инициативам еще до появления Фонда "Сколково". В частности, к ним относятся "Российская венчурная компания" и "РОСНАНО". Активным инвестором крупных проектов является "Внешэкономбанк".

Российский бизнес неохотно инвестирует средства в развитие космической отрасли?

Законодательство, регулирующее частные инициативы в этой сфере, в России практически отсутствует. Федеральный закон о космической деятельности, который фактически носит рамочный характер, был принят еще в 1993 г. Частные компании просто не знают правил, по которым нужно играть на этом рынке, и бизнес боится вкладывать деньги в космическую отрасль. К тому же сейчас в этой сфере существует немало ограничений, касающихся, в частности, фотосъемки высокого разрешения в космосе и получения лицензии на ведение космических разработок.

Также доступна английская версия статьи.