08.06.2012 23:05
    Поделиться

    Наследник офицера вермахта передал Тверскому музею вывезенные ценности

    В коллекции, переданной Тверскому государственному объединенному музею (ТГОМ), - около тысячи предметов, которые хронологически охватывают период от пятого тысячелетия до н. э. и до XIX века. Треть из них предметы археологии: наконечники копий и стрел, топоры, тесла и другие инструменты из камня, кости и железа. Основная же ее часть - предметы религиозного культа. Некоторые просто уникальны.

    В одной из коробок находилась икона "Спас" из Тверского кафедрального Спасо-Преображенского собора, считавшаяся утраченной. Недавно прошла церемония начала восстановления этого храма, бывшего несколько веков главной религиозной святыней Твери и взорванного в годы советского богоборчества. И будет справедливо, если вновь обретенная икона займет свое место в возрожденном храме.

    - Из города ценности были вывезены в ноябре-декабре 1941 года, - рассказывает "РГ" ведущий научный сотрудник музея Светлана Герасимова. - Линия фронта проходила по улицам, части немецкой 129-й пехотной дивизии держали оборону против советских войск. Именно тогда военврач из санитарной роты этой дивизии нашел возле церкви Мины, Виктора и Викентия, где находилось фондохранилище городского краеведческого музея, предметы археологии и религиозного культа. Вытащив из снега, он завернул их в медицинскую вату и несколькими посылками отправил жене в Германию.

    По словам Светланы Герасимовой, немецкий врач понимал значение находок: его отец был археологом. В апреле 1942 года он писал своей жене: "Получила ли ты красивого Христа на дереве, посланного из Калинина?" В сентябре того же года офицер погиб под Ржевом. Все последующие годы коллекция хранилась в его семье, причем домочадцы думали, что она принадлежит Ржевскому краеведческому музею. Вдова врача завещала сыну вернуть ее в Ржев.

    Однако сделать это наследнику долгое время не удавалось. Лишь в мае 2011 года, побывав в Ржеве в составе немецкой делегации, он встретился с сотрудниками Ржевского филиала ТГОМ. По переданным им спискам музейных предметов, по сохранившимся на некоторых экспонатах довоенным инвентарным номерам удалось установить истинного владельца коллекции: Калининский музей. 9 марта 2012 года сын военврача в торжественной обстановке передал ее российскому послу в Германии Владимиру Гринину. 19 мая все вещи вернулись домой - в Тверской музей. На следующий день сотрудники начали опись.

    Какие именно культурные ценности вернулись в Тверь спустя 69 лет, стало понятным лишь после вскрытия коробок. Так, в немецких списках, например, значилось: "Тело Христа - 6 единиц". В действительности это фигуры, изображавшие распятого Спасителя. Наибольший же интерес представляют для музея предметы, которых нет в его собрании: медное литье XIV - XIX веков, резная икона на кости "Преподобные Зосима и Саватий", тверской вариант медной иконы "Никита Бесогон", иконы на перламутре и сланце, фрагмент височного кольца племени вятичей и многое другое.

    В годы Великой Отечественной войны коллекция Калининского музея, насчитывавшая в сентябре 1941 года около ста тысяч единиц хранения, была практически полностью утрачена. После войны, разбирая завалы, тогдашние музейщики нашли лишь около двух тысяч экспонатов. То есть всего два процента. Остальное было потеряно, украдено, разграблено. Отступая из Калинина, фашисты подожгли город и вывезли из него все, что представляло ценность. Сам факт возвращения ценностей - редчайший для России случай, говорят сегодня в Тверском музее. И добавляют полушутливо: коллекция, вернувшаяся из Германии, восстановила довоенный музейный фонд еще на один процент.

    Имя немца, вернувшего отцовский долг России, музей не раскрывает по его просьбе. Более того, жертвователь отказался и от официальной благодарности российской стороны, сказав, что ему ничего не нужно. По мнению Светланы Герасимовой, старшее поколение немцев до сих пор чувствует свою вину перед Россией за войну 1941-1945 годов.

    Выставку возвращенных экспонатов жители Твери смогут увидеть с 20 июня.

    Поделиться