07.06.2012 23:02
    Поделиться

    Гид-парк: Московские власти рецензируют спектакль "Сон в летнюю ночь"

    "Сон в летнюю ночь", Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко, 10, 11, 13, 14 июня.

    Постановка британского режиссера Кристофера Олдена "Сон в летнюю ночь", уже нашумевшая на всю страну скандалом, развернувшимся в СМИ и сопровождавшимся апелляциями лиц от общественности к церкви и министру с требованиями закрыть "аморальный" спектакль, выходит в театре в намеченные сроки. Правда, не без потерь в составе участников: часть детского хора все-таки выбыла из постановки. Интерпретация Олдена от этого не изменилась. Зато московская публика уже готова к тому, что не увидит на сцене тот чарующий мир одушевленного шекспировского леса, наполненного пьянящей энергией эроса, эльфами, феями и превращениями героев, волшебно связанных нитями любви. А Олден перенесет бриттеновскую оперу с ее прозрачным звуковым миром, полным легких стилизаций, "дуновениями" арфы и челесты, с ее нежным фугато струнных ("восстановление разума"), умиротворяющим в финале квартет любовников, в мрачную городскую школу Великобритании 60-х годов - с унылой кирпичной кладкой, высокими окнами, с латентной атмосферой какого-то таящегося в этих стенах ужаса. Спектакль Олдена будет тревожащий и мрачный, с травматичным сюжетом, выдвигающим на первый план тему физического насилия и гомосексуального совращения, тему темной сексуальной власти, уничтожающей существо другого.

    Премьера олденовского "Сна" состоялась еще год назад в Английской Национальной опере и вызвала тогда бурную реакцию лондонской публики, часть которой кричала "позор!", "бу", свистела, покидала зал. Дамы размахивали в знак протеста сумочками. Британская же критика оценила спектакль в полярных категориях. Обозреватель газеты Financial Times Эндрю Кларк увидел в спектакле "закономерное и блестяще выполненное исследование психологической подоплеки оперы, которая содержит легко различимые зловещие мотивы...". Обозреватель The Independent Адриан Хамильтон, наоборот, счел режиссерскую трактовку прямолинейной: "Это совершенно не то, о чем говорит музыка Бриттена и что имел ввиду Бриттен. Он хотел выразить то эфирное, неоднозначное и то человеческое, что присутствует в пьесе Шекспира... Некоторые увидели в этом спектакле пародию на самого Бриттена. Но Бриттен был гораздо более сложной личностью, более сомневающейся и более нравственной, чем персонаж, бесстыдно манипулирующий мальчиками".

    В Москве на премьеру "Сна" придут представители городской власти, чтобы вынести свой вердикт. Московская публика тоже вряд ли останется индифферентной, особенно учитывая ее ментальные особенности - не дистанцировать эстетику и мораль. "Сон", являющийся ко-продукцией московского театра с Английской Национальной оперой, должен быть показан в Москве 10 раз. С ремаркой: детям до 14 лет к просмотру не рекомендован.

    Поделиться