26.04.2012 23:00
    Поделиться

    Крупный российский бизнес должен всегда находиться в правовом поле

    Адекватным ответом, в том числе и на рост протестных настроений в обществе, станет ряд преобразований, которые затронут все стороны хозяйственной жизни страны. Основные направления этой реформы были определены на недавней коллегии минэкономразвития с участием Владимира Путина. Прежде всего речь шла о неотложном оздоровлении делового климата за счет изменений налоговой и тарифной политики, а также пересмотра пенсионного законодательства. Правда, как считают эксперты, помимо привычного законодательного несовершенства и коррупции инвесторы сталкиваются с вполне персонифицированными факторами риска. Российский рынок глубоко увяз в очередном переделе собственности. Причем, случаи не единичные, да и фамилии звучат весьма влиятельные, такие, например, как владелец компании "Базовый элемент" Олег Дерипаска.

    Подмечено не без юмора, что степень влияния того или иного бизнесмена на инвестиционный климат прямо соответствует количеству инициированных им скандалов. К примеру, одним из главных участников многих громких конфликтов середины девяностых считался одиозный Борис Березовский. Затем, первые места в этом сомнительном "рейтинге влиятельности" перешли к целой плеяде "алюминиевых королей" России. Имя нынешнего возмутителя спокойствия нетрудно установить хотя бы по газетным заголовкам. Почти весь прошлый год деловые издания писали о так называемой "войне за никель", разгоревшейся между владельцем компании "Интеррос" Владимиром Потаниным и контролирующим акционером "РУСАЛА" Олегом Дерипаской. Начало нынешнего года ознаменовалось новым масштабным противостоянием: председатель Совета директоров "РУСАЛА" Виктор Вексельберг заявил о своем уходе с этого поста, объяснив свое решение несогласием с действиями менеджмента компании и ее основного владельца. Кто-то назвал ситуацию скандальной, кто-то - "рабочей".

    Последний "рабочий скандал", датированный второй половиной апреля, к которому, видимо, имеет отношение и основной владелец "Ингосстраха" Олег Дерипаска, имеет шансы приобрести международный размах. Как сообщили представители компании PPF Investments (принадлежит чешским, а также итальянским инвесторам из страховой группы Generali. - Ред.), которая владеет 38% пакетом акций "Ингосстраха", мажоритарный акционер страховщика в лице "Базового элемента" отказался включить в совет его директоров миноритариев. В результате этих действий "Базэла" PPFI теперь полностью отстранена от какого-либо участия в управлении одной из крупнейших российских страховых компаний - со всеми вытекающими отсюда последствиями.

    Конечно, даже с формальной точки зрения действия менеджеров "Базэла" квалифицировать однозначно совсем непросто. В этой связи некоторые наблюдатели вспоминают даже о возрождении старинной, но весьма эффективной для своего времени тактики того же Бориса Березовского, который в разгар приватизации предпочитал "работать" с руководителями заводов, а не покупать сами предприятия. Ведь и основные бои в сражении за "Норникель" разворачивались за места в совете директоров компании.

    Конфликт в компании "РУСАЛ" также был вызван нехитрым приемом захвата ключевых постов, вернее, такого захвата последствиями. Как заявил Виктор Вексельберг, ряд "...решений, принятых менеджментом, в том числе без согласования с советом и в нарушение соглашений акционеров, по вопросам стратегического развития компании, осуществления модернизации производства, проведения социальной и кадровой политики" довели предприятие до глубокого кризиса. В результате "РУСАЛ" "...превратился из мирового лидера алюминиевой промышленности в компанию, перегруженную долгами, вовлеченную в большое количество юридических тяжб и социальных конфликтов".

    Что же касается нынешней коллизии в "Ингосстрахе", то здесь метод "бархатного захвата", похоже, проявился в чистом виде, без всяких ссылок на спорные протоколы собраний акционеров и разногласия по поводу стратегии развития компании.

    Правда, как отмечают аналитики некоторых деловых изданий, именно простота исполнения "зачистки" совета директоров страховщика может подвести автора этой идеи. В старом совете директоров "Ингосстраха", писала, исследуя этот вопрос, одна из центральных газет, насчитывается девять мест. В настоящий момент три из них занимают представители чешско-итальянской компании PPF Investments. Представив на очередном заседании совета директоров во время голосования по списку кандидатов новый список из восьми кандидатур, в котором не было представителей PPFI, управляющий директор "Базового элемента" Михаил Волков открыто нарушил Закон "Об акционерных обществах". Ранее сформированный общий список был попросту проигнорирован. Как пояснили представители компании Олега Дерипаски, поводом для такого маневра стала информация о планах PPFI продать свою долю в "Ингосстрахе" группе ВТБ. Ссылка на статью 53 Закона "Об акционерных обществах" выглядела неуместно: она позволяет совету директоров внести в список только недостающее количество кандидатов, и только в том случае, если этого ранее не сделали акционеры. "Даже если предположить, что сделка с ВТБ будет завершена в ближайшее время, поведение представителей "Базэла" необъяснимо, - заявил управляющий партнер адвокатского бюро "Бартолиус" Юлий Тай, представляющий интересы PPF Investments. По его словам, "Базовый элемент" уже пытался размыть пакет иностранных акционеров в 2007 году. Но тогда, отмечает Юлий Тай, это "имело законоподобные формы". Нынешние действия "Базэла" вызывают только недоумение, а потому будут оспорены. К тому же они могут рассматриваться как попытка не допустить ВТБ к управлению компанией.

    Действительно, точку в этом конфликте должен поставить арбитражный суд. Причем, учитывая ресурсы представителей "Базэла", включая, видимо, и административный, окончательное разбирательство может затянуться на неопределенный срок. Зато уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что главным потерпевшим в этом конфликте можно считать сторону, к нему совершенно непричастную. Речь идет о деловом климате нашей страны.

    Как бы то ни было, но любой скандал такого рода, как правило, всегда негативно отражается на инвестиционной привлекательности российской экономики. При этом степень репутационного ущерба впрямую зависит от влиятельности развязавшей конфликт отечественной коммерческой структуры.

    Миф о специфическом российском "диком капитализме" получает, таким образом, постоянную подпитку благодаря бесконечным попыткам передела собственности.

    Всерьез изменить деловой климат в стране можно только политическим путем, раз и навсегда заставив крупный российский бизнес действовать в правовом поле. В противном случае без иностранных инвестиций Россия будет и дальше оставаться сырьевым придатком развитых стран.

    Как отметил на недавней правительственной коллегии Владимир Путин, Российская Федерация должна войти в число стран не просто с благоприятным, а с наилучшим деловым климатом. Причем, как подчеркнул избранный президент, "....выиграть в конкуренции за прямые инвестиции, создать наиболее привлекательные условия для бизнеса - значит, выиграть в борьбе за эффективность российской экономики, за новое качество роста".

    Поделиться