Система грантов не является для ученых-эмигрантов стимулом вернуться

Александра Гузева, специально для RBTH

Определены победители второго этапа программы "Мегагрант", разработанной российским Министерством образования при содействии российских университетов, лабораторий и исследовательских центров. В рамках программы, призванной возродить российскую науку, участникам присуждаются гранты на сумму до 150 млн рублей (5 млн долларов США). Обладатель гранта должен будет лично возглавлять научную лабораторию в течение не менее четырех месяцев в год в течение двухлетнего периода.

На конкурс было представлено 517 заявок со всего земного шара, среди победителей много российских эмигрантов, заинтересованных в возрождении научных исследований у себя на родине.

Обладатель мегагранта Алексей Кавокин (41 год), профессор Саутгемптонского университета в Великобритании, получил степень кандидата наук в ФТИ им. А. Ф. Иоффе, но после защиты диплома принял предложение о работе во Франции, а позднее переехал в Великобританию.

"Я занимаюсь вопросом взаимодействия света и вещества в кристаллах. Один из вопросов, который мы пытаемся решить: как сделать так, чтобы свет, который проходит через оптоволоконный кабель, нес в десятки тысяч раз больше информации, чем сейчас", - рассказывает Кавокин о своей работе. Среди самых передовых институтов в данной области был и петербургский ФТИ, что и побудило ученого подать заявку на мегагрант.

В отличие от Кавокина, который возвращается домой, авторитетный американский астрофизик и обладатель мегагранта 67-летний Джордж Смут никогда не бывал в России, несмотря на то, что ему доводилось работать со многими российскими учеными, живущими за рубежом. Смут высоко оценивает российские стандарты и традиции в области образования, однако заявляет, что российская наука не получает должной поддержки. "По всему миру работает множество выдающихся российских ученых, - говорит он. - Но несмотря на высокий уровень отдельных исследовательских проектов в России, оборудование, используемое специалистами по астрофизике и космологии, безнадежно устарело".

Это, однако, не относится к биолюминесценции. По словам нобелевского лауреата Осаму Шимомуры, родившегося в Японии и эмигрировавшего в США, в этой области знаний российские ученые занимают лидирующие позиции в мире. "Многие страны добились гигантского прогресса в разработке прикладных технологий применения биолюминесценции, но фундаментальные исследования этого феномена как такового прекращены - везде, кроме России", - замечает Шимомура.

"Суть этого гранта - интегрировать российскую науку в мировое научное сообщество", - комментирует психолог и обладатель мегагранта Юлия Ковас. Уроженка России планирует реализовать в Томском государственном университете проект по исследованию близнецов, который будет тесно связан с ее научными изысканиями в Великобритании. При этом она не намерена оставлять работу в Лондонском университете. "С лабораторией в Томске я намерена сотрудничать долго, а не только ближайшие два года, - говорит Ковас. - Так что, для того чтобы заниматься наукой в России, жить там необязательно".

С ней соглашается и Алексей Кавокин. "Вернуться сюда работать я бы мог, если бы мне предложили постоянную позицию с условиями, соответствующими мировым стандартам. Но вряд ли я в ближайшее время такое предложение получу, поскольку в России пока не существует высоких зарплат для ученых". Он считает, что процесс возвращения российских ученых в Россию происходит очень медленно, тем не менее мегагрант - это большой шаг на пути к завоеванию страной прежних позиций в научном мире и к предотвращению утечки мозгов.

Также доступна английская версия статьи.