02.04.2012 23:07
    Поделиться

    На экраны российских кинотеатров вышла драма "Милый друг"

    Жоржа Дюруа в фильме сыграл Роберт Паттинсон, прославившийся ролью романтического вампира в "Сумеречной саге", а его возлюбленных - звезды Голливуда Ума Турман, Кристин Скотт Томас и Кристина Риччи. Интересно и имя режиссера. "Милый друг" - дебют прославленного театрального мэтра из Великобритании Деклана Доннеллана. Правда, для своего первого шага в кинематографе Доннеллану потребовался партнер - Ник Ормерод, вместе с которым Доннеллан поставил ни один театральный проект.

    Деклан Доннеллан в России - человек известный. Театралы знают его по постановкам классики - "Король Лир", "Сон в летнюю ночь", "Макбет" Шекспира, "Школа злословия" Шеридана, "Андромаха" Расина, "Маскарад" Лермонтова, "Свои люди - сочтемся" Островского. Доннеллан поклонник системы Станиславского и обладатель премии "Золотая Маска" и "Хрустальная Турандот". "РГ" поинтересовалась у режиссера, почему для своего кинодебюта он выбрал роман Мопассана, и как сложились его отношения с одним из самых популярных молодых актеров современности - Робертом Паттинсоном.

    Вы - прославленный театральный режиссер, с каким чувством приступали к работе над дебютным фильмом?

    Деклан Доннеллан: Я был по-настоящему взволнован. Мне всегда интересно ввязываться во что-то неизвестное, то, что несет за собой новые риски и вызовы. Знаете, я всегда был одержим кино. Постоянно хожу в кинотеатры, если честно, - даже чаще, чем в театр. Кино - это моя страсть, я вырос в мире синематографа. Часто сам себя спрашиваю - ну почему так затянул с тем, чтобы и самому стать частью этого мира, снять фильм?

    И какой же ответ?

    Деклан Доннеллан: Он прост. Чтобы снять фильм, нужно пройти долгий подготовительный период, состоящий из бесконечных встреч и переговоров. С одной стороны, мне этот период дался легко, ведь я уже знаком со многими актерами и сценаристами по миру театра, знаю, как с ними общаться, какой ключик подобрать к каждому. С другой стороны - задумывался, а смогу ли я пуститься в совершенно новую для себя авантюру? Но снять фильм - всегда было одним из самых страстных и амбициозных желаний в моей жизни. И все-таки один я в это плавание не пустился, работал в тандеме с другим режиссером - Ником Ормеродом - мы ведь сделали фильм на двоих.

    Говорят, что перед каждой своей театральной постановкой вы собираете труппу и проходите с актерами некие секретные упражнения, которые настраивают их на пьесу, помогают почувствовать партнерство внутри команды. В этот раз нечто подобное на площадке происходило?

    Деклан Доннеллан: (Смеется.) Да нет у меня никаких секретов. Все трюки я почерпнул из вашей русской театральной системы. А применяю я их потому, что раньше все актеры работали друг с другом в репертуарном театре многие годы, они хорошо знали и чувствовали друг друга, а вот сейчас - встречаются незнакомые актеры на площадке и даже не знают, чего им ждать от партнера. Мне всегда сложно в таком случае, потому что я должен помочь им понять партнера, создать из разных людей единую команду. Но мы не делаем ничего странного, ничего экзотического, ничего, что бы не сделал Станиславский. О своем методе работы с актерами я написал в книге "Артист и мишень", она переведена на русский. Да и вообще, я считаю себя традиционным русским режиссером. Я убежден, что спектакль, да и фильм, создает коллектив, а не один человек. Я верю в репертуарный театр, в команду. Собственно поэтому я так и люблю представлять в России свои постановки: мне очень близка ваша режиссерская и актерская школа.

    На съемках "Милого друга" актеры разделяли это ваше коллективистское настроение?

    Деклан Доннеллан: Знаете, Роберт еще до того, как мы стали работать вместе, прочитал книгу "Артист и мишень". Он очень хотел сниматься у меня и настоял на том, чтобы мы с ним встретились еще за месяц до начала съемочного периода и обсудили характер Жоржа Дюруа. Это меня крайне удивило, потому что голливудские звезды себя так не ведут. Мы с Робом подробно разбирали, как лучше сыграть его персонажа, ту безудержность, которая постепенно проявляется в Дюруа. Потом к нам подключились остальные актеры - партнерши Роберта по фильму - и мы репетировали все вместе. Так что - да - они вполне поддержали мой коллективистский дух, и я ощущал себя в привычной обстановке, работал так, как делаю это всегда.

    Роберт и Ума Турман, сыгравшая возлюбленную и супругу Дюруа - Мадлен, - актеры, на которых, по сути, держится фильм. Вы сознательно делали ставку на любовь и борьбу именно их персонажей?

    Деклан Доннеллан: И да, и нет. Для меня этот фильм, прежде всего, о том, в каком ужасном мире живет Жорж Дюруа. Это не только Париж, а именно - весь мир. Он - молодой парень, прошедший войну, но ничего не умеющий в жизни. Главная беда Дюруа в том, что у него нет воображения, он ни в чем не талантлив, он не социализирован, у него нет яркого ума. И вдруг на него сваливается одно осознание - он чертовски привлекателен для женщин, в то время как мужчины его недолюбливают. Вот парень и решает эксплуатировать это свое качество. Единственная положительная черта Дюруа, но, надо сказать, очень важная черта, - у него есть ненасытная жажда жизни. И я убежден, что страсть к жизни - необходимая черта для любого человека.

    Я строил фильм на том, что сначала хотел показать, насколько Дюруа - пустышка, в начале фильма он - абсолютное ничто, Дюруа словно отражает в себе тех, кто вокруг, прежде всего - его любовниц. Он даже не амбициозен поначалу: просто беден и ему нужно, чтобы кто-то купил ему чашечку кофе. А потом Дюруа понимает, что "плавает" в океане, населенном акулами. Самыми жадными и сильными хищниками. Он всему учится у них: использовать своих знакомых, быть безжалостным, стяжательным, лицемерным. И под конец становится фееричным в этом умении. И еще работа над фильмом принесла мне уверенность в том, что жестокий и коррумпированный мир Мопассана очень похож на наш - современный. Да и история о том, что совершенно бесталанный человек забирается на самую вершину социальной лестницы, - разве она не актуальна сейчас?

    Вы шли за сутью романа Мопассана, но у меня тоже сложилось такое ощущение, что Жорж Дюруа - совершенно современный персонаж с его жаждой богатства и эмоций. Да и женские образы в картине - словно взяты из современности: Клотильда с ее страстностью, Мадлен - интеллектуальная и несчастная в личной жизни, Вирджини - с ее отчаянной любовью. Кстати, как вам удалось собрать такой невероятный женский состав: Кристина Риччи, Ума Турман и Кристин Скотт Томас?

    Деклан Доннеллан: С Кристин Скотт Томас у нас давно были переговоры о совместной работе, а Ума Турман и Кристина Риччи тоже заинтересовались моим предложением, потому что им показалось, что они смогут сыграть в фильме нечто совершенно для себя новое. В работе над картиной мы с моим сорежиссером Ником Ормеродом немного разделились: он больше следил за камерой, за кадром, а я отвечал за то, как актеры играли, старался помочь им погрузиться в новые для них ощущения.

    Мне показалось, что Роберт Паттинсон прожил вместе с Жоржем Дюруа всю его печальную историю, и это видно на экране. Но далеко не все мои коллеги, посмотревшие фильм, согласны с тем, что Роб был верным решением для этой роли. Почему вы все-таки остановили свой выбор на нем, и не отталкивала ли вас его известность, которая после "Сумеречной саги" словно идет впереди самого актера?

    Деклан Доннеллан: Для меня Роберт не знаменитость, а актер, который готов серьезно и усердно работать. Я думаю, что он идеальный Жорж Дюруа и он действительно смог передать энергию персонажа. Что хорошо в Робе, он не стал заложником своей популярности, а, казалось бы, мог бы просто поручить своим агентам делать все за себя. Но нет - он сам выбирает роли, сам доходит до сути. И только так и может развиваться актер. Он скромный, интеллигентный человек и от него исходит человеческая теплота, которая буквально обволакивает тебя.

    Сейчас в Голливуде - триумф молодых британских актеров. Речь идет не только о Роберте Паттинсоне, но и о Алексе Петтифере, сыгравшем в фантастическом фильме "Я - четвертый" и в современном варианте "Красавицы и чудовища" - фильме под названием "Страшно красив". Дэниела Рэдклиффа и вовсе не нужно специально представлять. Как по-вашему, в чем секрет этого поколения английских актеров?

    Деклан Доннеллан: Я не задумывался над этим, но ведь вы правы. Не думаю, что есть какое-то сложное объяснение этому феномену. Скорее всего, так просто сложились обстоятельства. Они молоды, привлекательны, работоспособны и, наверное, в них есть некоторая загадочность, которая всегда привлекает публику. В этом и есть секрет успеха.

    Поделиться