Михаил Земсков - военный журналист, погиб в Чечне, выполняя профессиональный долг. Так написано в Большом энциклопедическом словаре, мегаэнциклопедии Кирилла и Мефодия и еще в сотнях разных справочниках.
- О том, что я погиб на Кавказе, я узнал два года назад, - рассказывает Михаил Александрович Земсков. - Звонит однокашник по Военно-политической академии: "Тезка, ты жив?!" - "Жив! А какие сомнения?" - "А ты открой Интернет, на "Яндексе" набери свою фамилию".
Открываю - я, оказывается, убит в Чечне.
Сообщение о смерти прошло не по лентам информагентств, куда на самом деле нередко закрадываются ошибки. Его "похоронили" на серьезных энциклопедических интернет-ресурсах.
Сообщение о смерти предваряет биография: Земсков Михаил Александрович родился 11 ноября 1948 года в Казани, мать - экономист, отец - шофер. Окончил Казанский государственный университет и Военно-политическую академию им. Ленина; служил в газете "За Родину", в журнале "Коммунист Вооруженных Сил"; в управлении информации минобороны СССР. Воевал в Афганистане.
Последняя должность в минобороны - референт маршала Язова, с 1990 года возглавил редакцию газеты "Советский патриот", сегодня она называется "Патриот". Газете 10 мая исполняется 85 лет.
- Поздравляют нас очень осторожно, попутно выясняя - жив ли редактор, - поясняет Михаил Александрович Земсков.
Он провел собственное расследование и пришел к выводу, что подавляющее большинство интернет-ресурсов банально переписывали чужую информацию. Поиски первоисточника вывели на энциклопедию Кирилла и Мефодия: немногие редакторы сайтов, пожелавшие ему ответить на письма, сообщили, что перепечатали сообщение оттуда.
- Я два года пишу письма на сайты, "похоронившие меня", - продолжает журналист. - Объясняю: я жив, чего и вам желаю. Убедительно прошу убрать информацию о моей смерти. Никакой реакции.
По словам Земскова, врагов, которые могли организовать такое, у него нет. Но и просто ошибкой он это не считает, специально проверял: не было среди военных журналистов у него однофамильцев. Да и на шутку не похоже. Так не шутят.
Виртуальная смерть при всех моральных издержках имеет и одну положительную сторону: это не фатально. Что ж, будем воскрешать.
Набиваю в "Яндексе" и "Гугле" его имя и фамилию - бесконечная вереница виртуальных похоронок: погиб в Чечне, погиб, погиб...
Сначала иду банальным путем: пишу письма на интернет-ресурсы: прошу раскрыть источник информации о смерти живого человека? И вежливо, но настойчиво напоминаю: надо исправить ошибку.
Реакция ожидаемая: ноль внимания, фунт презрения.
Ладно, перехожу к точечным ударам.
Компания "Кирилл и Мефодий" о себе сообщает: "Создатель самой обширной русскоязычной коллекции энциклопедий и научно-познавательных, обучающих мультимедиапродуктов". Захожу на их сайт MegaBook.ru и выясняю, что ресурс предоставляет возможность любому бдительному гражданину поучаствовать в исправлении неточностей. Выбираю в контекстном меню подраздел "сообщить об ошибке", объясняю ситуацию, снабжая письмо ссылкой.
Работа сделана. Даю создателям самой обширной коллекции энциклопедий сутки. На следующий день с надеждой открываю MegaBook и... Земсков по-прежнему убит.
Все мои письма на электронный ящик, указанный к контактах мегаэнциклопедии, вернулись с пометкой "Почтовая система не смогла доставить сообщение. Причина сбоя не была указана". "Я не слышал разрыва, я зарыт без могилы" - все безнадежно, совсем по Твардовскому.
К слову, в Чечне офицер-журналист не воевал. Только в Афганистане.
Достучаться до менеджмента мегаэнциклопедии все-таки удалось: телефонные звонки и имя "Российской газеты" возымели действие. Мне лично перезвонил руководитель издательства и пообещал в течение 1-2 суток исправить информацию. Еще просил передать "похороненному" коллеге, что сообщение о его смерти было размещено только на сайте. На DVD дисках "Кирилла и Мефодия" про гибель в Чечне журналиста Земскова никаких сведений не содержалось. Но вот от лавров быть ньюсмейкером "похоронки" руководство "Кирилла и Мефодия" наотрез отказалось: утверждают, что информацию они заимствовали, как и все, на энциклопедических интернет-просторах.
Разговор был на прошлой неделе. К моменту подготовки публикации - спустя 5 дней! - "Кирилл и Мефодий" по-прежнему сообщает, что военный журналист Земсков М.А. погиб в Чечне.
Опять пишу письма: ну вы же обещали... Скверно. Если с одним лишь сайтом столько мороки, то сколько сил и времени уйдет на то, чтобы вычистить сотни виртуальных энциклопедий и справочников?!
Борьба с интернет-клеветой - занятие не для слабонервных. Если вас оболгало СМИ, вы можете подать в суд и, потратив немало сил и времени, получить возмещение материального ущерба и морального вреда. Еще лучше обойтись без суда - достучаться до менеджмента медиа-проекта и предложить решить конфликт по-хорошему. Но что делать, если перед вами армия сайтов и интернет-страничек? Тратить годы жизни, чтобы доказать, что ты не мертв?
Связываюсь с "Яндексом": как поступать в подобных ситуациях?
Увы, четких рекомендаций, нет. Если в Интернете размещена подобная информация, то поисковик ее обязательно найдет, но механизма проверки нет по определению.
Замечу: эта ситуация - нечто больше, чем просто нелепость. Москва, а за ней и многие крупные города, все больше погружается в виртуал. Многие кадровые агентства "пробивают" соискателей вакансии по блогам, социальным сетям, иногда просто по поисковикам. Информация о вашей героической гибели в бою на Кавказе, скорее всего, не разрушит карьеру, а будет воспринята как очевидная нелепость. Но представьте, как отразится на вашей судьбе "ошибочная информация" о том, что вы замешаны в коррупционном скандале, мотали срок за убийство. "Ошибка" очень легко клонируется и размножается в виртуальном пространстве, но вот исправить или удалить информацию безумно сложно.
И с этим что-то пора делать. По-хорошему не получается, значит, слово - за законодателем.
А мы пока можем лишь попытаться решить проблему по дедовскому методу: клин - клином. Миллионы читателей виртуальных экциклопедий прочитали о смерти журналиста Земскова. А теперь поисковики начнут разгонять по всем закоулкам виртуального пространства приятную новость, которую уже знают читатели "РГ": наш коллега Михаил Земсков жив и здоров, чего и нам всем желает.