18.03.2012 23:42
    Поделиться

    Эксперты: Москва должна серьезно развивать инфраструктуру

    Москва может стать международным финансовым центром к 2020 году. Правда, регионального значения. Такую точку зрения высказали иностранные и российские эксперты, собравшиеся в столице, чтобы обсудить перспективы развития Москвы как МФЦ.

    Идея превратить российскую столицу в сосредоточение международных финансовых ресурсов появилась в 2000-х. В 2008 году была разработана правительственная программа по ее реализации. Однако грянул кризис, и зарубежные компании свернули свою деятельность в столице. Только в 2010-м они вновь начали инвестировать в московскую экономику. Объем вложений составил $66 млрд, по итогам 2011 года - более $90 млрд. В Лондоне только частные компании в год привлекают до $250 млрд, плюс более $20 млрд в год зарабатывает "Сити". Почти $200 млрд составляют ежегодные инвестиции в экономику Нью-Йорка.

    Догнать и перегнать эти мегаполисы Москве вряд ли удастся. По мнению урбаниста Эверта Верхагена, столице стоит обратить внимание на развитие Бильбао или Белфаста. Главный управляющий директор компании UBS в России и СНГ Николас Йордан дополняет этот ряд Дубаем и Стамбулом: "Уверен, Москва легко сможет достигнуть уровня этих крупных финансовых центров". Ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев уверен: к 2020-му Москва вырастет до уровня Сеула. Но для этого властям, подчеркнул глава представительства МВФ в России Одд Пер Брекк, придется приложить максимум усилий.

    Что, по мнению иностранцев, надо сделать прежде всего? "Развивать инфраструктуру, снижать риски ведения бизнеса, устранять визовый барьер и бороться с коррупцией", - уверен старший консультант консалтинговой компании Z/Yen Group Марк Йендл. "Иностранные эксперты единодушны: бизнес в Москве делать сложно, - соглашается заммэра столицы по вопросам экономики Андрей Шаронов. - Его можно в одночасье потерять, не получив прибыли. Иностранцы также убеждены, что у нас все бюрократические процедуры непрозрачны и процветают взятки".

    Булат Столяров, гендиректор IRP Group, компании, собравшей в Москве зарубежных экспертов, добавил: "В столице мало школ для обучения детей-иностранцев". "Московская образовательная программа очень сильная, но ясного ответа на вопрос, сколько нужно школ, чтобы всем представителям зарубежных фирм было комфортно учить своих детей, нет, - считает Столяров. - Не очень в Москве понимают и что такое международные стандарты образования и здравоохранения". Все это снижает престиж Москвы в глазах людей, избалованных благами цивилизации. Мешает и высокая стоимость проживания. "Это тянет город вниз во всех рейтингах, - подчеркивает Столяров. - Компании менее охотно посылают к нам сотрудников, поскольку вынуждены платить им больше".

    Ну и, конечно же, пробки. Иностранцы не понимают, как можно тратить два-три часа, чтобы доехать из пункта "А" в пункт "Б". "Из центра Франкфурта в международный аэропорт можно за 15 минут добраться на метро, - рассказала директор агентства экономического развития по связям с Россией, странами СНГ и Западной Европы Катерина Секарева. - Для деловых людей это очень удобно". Кстати, Франкфурт-на-Майне стал крупнейшим финансовым центром в еврозоне благодаря тому, что городские власти много вложили в создание комфортной среды. В город сразу потянулись большие международные компании, Европейский и Немецкий центральные банки.

    "Если мы сделаем блестящую биржу, оптимальную налоговую систему, приведем в порядок суды, но оставим грязным город, переполненный транспорт, непомерно дорогие гостиницы, низкое качество медицины и образования, все наши усилия будут напрасны", - понимает Андрей Шаронов. Вот почему все 16 городских программ, принятых в прошлом году, нацелены на создание комфортных условий жизни. "Мы продвигаемся вперед: отменены многие согласования в строительной и земельной сферах, на приоритетных началах развивается общественный транспорт", - заключил заммэра.

    Поделиться