09.02.2012 23:55
    Поделиться

    Конституционный суд ждет решения президента о председателе

    Вчера в Конституционном суде выясняли, что важнее: воля избирателей для депутата, прошедшего в парламент по партийному списку, или верность партийной позиции.

    Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин вчера вел заседание с самым невозмутимым видом, хотя до срока истечения его полномочий, 20 февраля, осталось полторы недели.

    Напомним, что Зорькин возглавляет КС сейчас в четвертый раз, а после многочисленных изменений закона о Конституционном суде предельный возраст пребывания в должности для судьи этой инстанции ограничен 70 годами, если, конечно, он не является председателем. Валерия Дмитриевича все уважающие его юристы и просто граждане собираются поздравить с днем рождения 18 февраля - ему исполнится 69 лет. Таким образом, если президент внесет кандидатуру Валерия Зорькина в Совет Федерации в ближайшее время (следующее заседание запланировано на 22 февраля) на пост председателя КС на будущие шесть лет, то и его полномочия как судьи КС будут автоматически продлены.

    Что касается процедуры, то, по мнению юристов, консультировавших "РГ", она будет проведена по аналогии с внесением кандидатур на пост заместителей председателя КС - в рамках правового обычая, хотя нельзя "не учитывать субъективный фактор - есть ли вообще человек в нашей стране, кто не знает Зорькина, так что кому нужны эти объективки!". А глава Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, комментируя "РГ" предстоящую процедуру, категорически не согласился с предположением, что она прописана недостаточно четко: "Есть специальный федеральный конституционный закон, и естественно, что президент РФ при определении того, кого он будет представлять на должность, ничем не связан за исключением того, что этот выбор может быть сделан из числа судей КС, - вся ситуация описана предметно и подробно". Плигин также подтвердил, что глава КС может продолжать исполнять свои полномочия и после семидесятилетия - "это связано именно со спецификой Конституционного суда, со спецификой той личности, которая является председателем КС, естественно совершенно, что при решении этих вопросов учитывался и тот огромный авторитет, который имеют председатели КС, те знания, которые они приобрели - и действующий глава КС, и те председатели, которые исполняли свои обязанности. Если же мы говорим о Валерии Дмитриевиче, то он является и крупнейшим ученым".

    Надо отметить, что такая процедура будет применяться впервые, ранее председателя избирали его коллеги (и предыдущие три раза Зорькин побеждал со значительным перевесом в рейтинговом голосовании). Возможно, поэтому некоторые нюансы процедуры не могут не вызывать недоумения: например, президент представляет, но не может сам инициировать отставку главы КС, для этого нужно согласие остальных судей, хотя бы двух третей. "Это создает институт независимости суда, является дополнительной гарантией независимости КС", - уверен Плигин.

    Сам глава думского комитета вчера лично явился на заседание КС по проверке на соответствие Основному закону пункта 1.1 статьи Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". Жаловалась экс-коммунистка Тамара Романова: выход из КПРФ закончился для нее лишением мандата депутата Госсовета Чувашии в 2011 году. Глава чувашских коммунистов Валентин Шурчанов только вздохнул, когда его попросили уточнить, почему Романова писала заявление о выходе в 2009 году, а исключили ее через полтора года: "Она писала заявления о выходе несколько раз, а потом отзывала. Наконец, не отозвала, а каждая партия имеет свой устав, его надо соблюдать. Да, Романова была очень активной, по каждому вопросу у нее была своя позиция, но я считаю, что каждый в партии должен придерживаться дисциплины, иначе будет не партия, а кавардак. Реском был просто обязан проинформировать Госсовет, что Романова вышла из партии". Кстати, сама заявительница попала в парламент по партийному списку. Таким образом, в КС оказалось дело об императивном мандате - самой болезненной для партий теме, учитывая лежащие сейчас в Думе президентские предложения, ведь каждая партия хотела бы верить, что голосуют за ее программу, а значит, она может сама распоряжаться мандатами. А вот непокорные депутаты всегда уверены, что могут остаться в парламенте и беспартийными, и без фракции, лишь бы защищать волю избирателей.

    Выступая в КС, Тамара Романова пояснила, что оспариваемая норма соответствует Конституции, а вот ее правоприменение - нет. Она также сказала, что ей советовали обратиться в Европейский суд по правам человека, но "я обратилась в свой суд, в российский". "Вы правильно обратились", - поддержал ее Зорькин.

    Впрочем, он рано радовался. Свое заключительное слово она начала со слов: "Все присутствующие убедились на моем примере, что нет независимых судей, а судьи полностью ангажированы властью". "Вы сами себе противоречите, потому что находитесь перед судом", - перебил ее Зорькин. Романова пояснила, что имеет в виду суды общей юрисдикции, но глава КС все равно заметил, что это замечание "дерзко и недопустимо в Конституционном суде".

    Решение по делу КС примет в течение месяца.

    Поделиться