09.02.2012 23:25
    Поделиться

    Верховный суд разрешил водителям завершать обгон через сплошную

    Пленум Верховного суда определил, кого считать террористом и кого лишать прав за завершение обгона через сплошную

    Вчера Пленум Верховного суда утвердил аж три постановления. Все они буквально сегодня-завтра будут опубликованы на сайте Верховного суда и начнут действовать. И дела такого рода судьи должны рассматривать с учетом решения пленума.

    Вооружен - значит опасен

    Первое из них касается уголовных дел по статьям о терроризме. Если исходить из решения пленума, то под организованной группой понимается устойчивая группа, заранее объединившаяся для совершения преступления. О ее устойчивости могут говорить такие факты, как большой временной промежуток ее существования и длительность подготовки даже одного преступления. Избежать ответственности не смогут даже те, кто в этой группе бегал по магазинам или сидел на телефоне. Всех их квалифицируют по 205-й статье УК РФ.

    Изначально в проекте присутствовал пункт об угрозе теракта. Однако судьи решили отказаться от него. Понятие "терроризм" довольно расплывчатое. Угроза его тем более сложно формулируется. Поэтому судьи решили, что по уголовным статьям необходимо рассматривать конкретные угрозы. Например, угроза поджога или взрыва. Такой угрозой может считаться любое устное высказывание, публикация в СМИ или даже в интернет-блоге.

    Если теракт провалился, например при взрыве никто не погиб или взрывное устройство не сработало, то как судить такого террориста, остается на усмотрение судьи. Судебная практика по таким делам довольно бедная, поэтому вопрос требуется дополнительно изучить, решили судьи.

    Также Верховный суд уточнил обязательный признак незаконного формирования - вооруженность. А в понятие "вооруженность" входит не только наличие у любого из участников оружия или боеприпасов, но и оружие, изготовленное кустарным способом. А кроме того, хранение, использование, передача ядерных материалов и радиоактивных веществ. Все это квалифицируется по статьям 220, 222 или 223 УК РФ.

    Отдельный момент - это призывы к осуществлению террористической деятельности. Например, человек призывает взорвать бензоколонку, требуя у ее владельца или правительства снижения цен на бензин. Это может быть просто угрозой, высказанной с глазу на глаз кассиру той же бензоколонки. Но если это прозвучало в общественном месте, на собрании, митинге, в интернет-блогах, то статья 205.2 светит однозначно, даже независимо от того, удалось ли подбить кого-нибудь на это действие. А если кто-то столь же публично высказал мысль, что такой способ решения проблем - правильный, то ему грозит та же самая статья.

    А за номера ответишь

    Второе постановление Пленума Верховного суда касается правонарушений на дорогах. Предыдущее постановление пленума безнадежно устарело. У нас уже другие Правила дорожного движения и сильно исправленная 12-я автомобильная глава Кодекса об административных правонарушениях. Год назад ГАИ обратилась в Верховный суд с предложением внести коррективы в действующее постановление Верховного суда о применении тех или иных статей КоаП. Все это время шло долгое и довольно мучительное обсуждение формулировок. Поправки в постановление вносились до последнего момента.

    И что получилось в итоге. Судьи определились в требованиях к регистрационным знакам. Так, например, за управление хотя бы без одного регистрационного знака, или если один из знаков установлен на нестандартном месте, водителю придется отвечать по части2 статьи 12.2. За это грозит штраф пять тысяч рублей или лишение прав на 1 - 3 месяца. До сих пор многие нарушители пользовались несовершенством формулировки КоАП, если ехали без одного из номеров, и уходили от ответственности. Те, кто боялся попасть под камеры фото-, видеофиксации, снимали передний номер. Те, кто опасался, что совершит аварию и ему придется скрываться с места происшествия, откручивали задний номер.

    Такое же наказание будет грозить и тем, кто заклеит любой из номеров скотчем, или, наоборот, обдерет световозвращающую пленку, или установит решетки или форточки на него. В общем, воспрепятствует идентификации номера. Если раньше судьи могли пойти на то, что такая порча одного номера ненаказуема, то после решения Пленума ВС это не пройдет.

    В случае ДТП водителю придется заплатить штраф, если он не выполнил хотя бы одного из требований правил, предусмотренных для таких случаев. А одно из главных - немедленно остановиться после аварии. Однако даже если он остановился через 100 метров, ему грозит только штраф - одна тысяча рублей. Лишение прав за оставление места ДТП ему будет грозить, если он вообще не остановился либо нарушил требование оформить происшествие в ГАИ или оформить ДТП по упрощенной схеме. Даже если после происшествия он сдвинул машину с места, чтобы получше рассмотреть повреждения, статья об оставлении места ДТП ему не грозит.

    В проекте постановления был пункт о том, что водитель, который начал обгон там, где он разрешен, но закончил его через сплошную, должен караться лишением прав за выезд на встречную полосу движения. В связи с огромным количеством предложений и жалоб судьи просто выбросили этот пункт из постановления.

    Однако это вовсе не означает разрешения на такой маневр. Судьи посчитали, что в данном случае не может быть эмпирического подхода и однозначного решения. В каждой ситуации надо разбираться. Да, действительно, прерывистая разметка, перед тем как перейти в сплошную, начинает удлиняться. Поэтому водитель обязан предпринять все возможное, чтобы вернуться на свою полосу.

    Однако зачастую ему в этом порыве может помешать тот, кого он обгоняет. Например, увеличит скорость. Фуры зачастую не держат дистанцию, которая бы обеспечивала возможность обгонять их поодиночке. Это и другие обстоятельства, если их не смог на дороге оценить инспектор, должны оценивать судьи. Поэтому единого и однозначного ответа по этому вопросу быть не может, решил Верховный суд.

    Обгон тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мотоциклов и мопедов в зоне действия знака "обгон запрещен" - теперь разрешен. Причем независимо от того, есть после знака сплошная линия разметки или нет ее.

    Однако надо учитывать другие условия: ограниченная видимость, пешеходный переход, регулируемый перекресток, мосты, путепроводы, эстакады и ж/д переезды. В общем, все случаи, где обгон запрещен пунктом 11.4 правил.

    Есть одно послабление. Водитель может обогнать трактор, на котором нет знака, что это тихоходное транспортное средство. В данном случае тракторист нарушает правила, не повесив такой знак. При этом если он не уверен, что обгоняемое транспортное средство - тихоход, то лучше не обгонять. Даже если оно движется медленнее 30 км/час, но по техническим параметрам может двигаться быстрее, обгонять его нельзя.

    За управление автомобилем без одного регистрационного знака водителю грозит штраф пять тысяч рублей или лишение прав на 1 - 3 месяца

    Безопасный задний ход

    Еще один тонкий момент - это движение задним ходом по дороге с односторонним движением. В части 3 статьи 12.16 КоАП написано, что движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления на четыре - шесть месяцев. Подобная формулировка тут же вызвала споры. В том числе судебные. Некоторые гаишники утверждали, что под эту статью попадает и движение задним ходом. Некоторые судьи с ними соглашались. В то же время в правилах четко прописано, где и в каких случаях запрещено двигаться задним ходом. Улица с односторонним движением под этот запрет не попадает.

    Пленум Верховного суда постановил, что движение задним ходом по дороге с односторонним движением не запрещается при условии, что этот маневр безопасен для участников дорожного движения и с учетом сложившейся дорожной ситуации вызван объективной необходимостью (например, объезда препятствия, парковки). Движение задним ходом, в том числе по дороге с односторонним движением, без учета указанных выше ограничений образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.16 КоАП.

    В первоначальном проекте этого решения пленума предлагалось наказывать водителя за движение задним ходом по улице с односторонним движением, если он въехал таким способом под "кирпич". Это требование сохранилось и в нынешней редакции. Но откуда-то взялась объективная необходимость?

    Надо заметить, что она и в Правилах дорожного движения не прописана. Хотя там есть отдельный пункт, в котором говорится, что движение задним ходом запрещено в таких-то и таких-то ситуациях. Никаких ограничений, связанных с объективной необходимостью, там нет. Может, тогда стоит и в Правила дорожного движения внести туда эту самую необходимость?

    Приглашение в суд по мобильнику

    Третье постановление Пленума ВС касается SMS-уведомлений. Теперь суды общей юрисдикции будут сообщать участникам судопроизводства о месте, дате и времени рассмотрения их дела по sms. Конечно, если участник с этим согласен. Свое согласие участник должен подтвердить распиской с указанием номера мобильного телефона, на который будут отправляться такие сообщения.

    Теперь помимо почтовых и телеграфных сообщений у суда будут на вооружении короткие текстовые сообщения, популярные у пользователей мобильной связи. Более того, если человек не явится на судебное заседание, то будет рассматриваться вопрос, был ли он в надлежащем порядке уведомлен об этом заседании, в том числе с помощью sms-сообщения.

    Поделиться