Директора лизинговых компаний констатируют: спрос на их услуги восстановился, а прирост оборотов по лизинговым операциям в 2011 году значительно превышает прошлогодние показатели.
Еще в середине 2011-го Уральский федеральный округ удивил всех: по информации, опубликованной Центробанком в аналитическом обозрении услуг небанковских финансовых посредников, за первое полугодие доля уральского лизинга в общероссийском масштабе выросла на 7,5 процентных пункта и составила 16 процентов. Для сравнения: доля Санкт-Петербурга составила 5,8 процента. В лизинговых компаниях отмечают, что во второй половине года темпы роста не упали.
- 2011 год был прекрасным временем для бизнеса, наши обороты увеличились по сравнению с 2010-м в два раза. Очень высока потребность в лизинге спецтехники и производственного оборудования. Доля таких сделок в портфеле нашей компании составляет около 30 процентов. Нам даже иногда приходилось несколько ограничивать заключение подобных контрактов, поскольку они подразумевают более высокие риски, чем при лизинге того же автотранспорта. При неплатежеспособности клиента перепродать уникальное оборудование труднее, и поэтому мы стараемся поддерживать баланс между разными сегментами, - рассказывает Андрей Истомин, директор уральской лизинговой компании, имеющей филиалы в нескольких регионах.
- Наша компания специализируется на оборудовании и спецтехнике, - рассказывает Сергей Алябьев, глава лизингового подразделения одного из уральских банковских холдингов. - Основная тенденция на рынке лизинга сегодня - возрастающий спрос на оборудование со стороны предприятий различных отраслей. Особенно заметно увеличение потребности в спецтехнике, станках средней мощности, оборудовании для малых производств. Второй важный момент, свидетельствующий о развитии данного направления, - это приход новых клиентов, которые до текущего момента вообще не прибегали к заемным средствам - ни в виде кредитов, ни в виде лизинга.
Большинство опрошенных экспертов пока не видит оснований опасаться нового дефицита ликвидности: и с заемными средствами пока нет перебоев, и клиенты не боятся связывать себя финансовыми обязательствами на длительный срок в расчете на благоприятную экономическую ситуацию. Трудности испытывают разве что небольшие компании-аутсайдеры, чью нишу заняли лизинговые подразделения федеральных и региональных банков. Так что отрасль, по активности которой можно судить, насколько предприятия заинтересованы в модернизации, тревожных сигналов не подает.
Однако многие финансовые аналитики не разделяют оптимизма. Например, член экспертного совета по повышению финансовой грамотности при региональном отделении ФСФР по УрФО Константин Селянин считает, что ослабление системы мониторинга и проверки клиентов наверняка аукнется компаниям в ситуации финансовой нестабильности, и тогда произойдет очередное сокращение рынка. Интересно, что снижение требований к заемщикам констатировалось и в полугодовом отчете Центробанка по небанковским финансовым посредникам. Кроме того, сами лизинговые компании затрудняются спрогнозировать динамику рынка в 2012 году, они не в силах самостоятельно оценить риски макроэкономического уровня.
Главной точкой роста лизингового рынка может стать сотрудничество с операторами железнодорожных вагонов, активно обновляющих и пополняющих парк. Впрочем, стоит отметить, что крупная компания-оператор, созданная при государственном участии и зарегистрированная в Свердловской области, закупила 1750 единиц подвижного состава без привлечения лизинговых схем. Так что спрос на финансовую аренду в регионе наблюдается главным образом со стороны частных операторов. А если вспомнить недавнюю инициативу Минтранса, которая может обязать операторов иметь в собственности не менее тысячи вагонов, то железнодорожный лизинг в 2012 году может стать еще более востребованной услугой.
Евгений Царев, руководитель аппарата подкомитета Торгово-промышленной палаты РФ по лизингу:
- Совокупный прирост бизнеса в 25 крупнейших российских лизинговых компаниях составил 94 процента. При этом 70 процентов прироста рынка составил лизинг железнодорожного транспорта - его объем утроился и был практически полностью профинансирован государственными лизинговыми компаниями. Если не учитывать железнодорожный лизинг с государственным участием, то прирост рынка составил 52 процента, что говорит скорее о посткризисном постепенном восстановлении, чем о росте. Характерна также концентрация лизинга в 25 крупнейших компаниях. На их долю приходится примерно 81 процент рынка.