24.01.2012 23:06
    Поделиться

    Илья Лагутенко: Планируем выпустить альбом на английском языке

    "Мумий Тролль" готовит в США альбом, за который американские критики уже сравнивают Илью Лагутенко с Бобом Диланом и Дэвидом Бирном

    Лидер группы "Мумий Тролль" ныне нарасхват и живет на несколько стран.

    В Лос-Анжелесе он репетирует новые песни, на родине проводит конкурсы детского пения и рисунка: "Спойте с нами, Лепесточки" и "Нарисуй тигра". Главные призы - айподы - уже отправились в Ижевск и Киев. Зачем такие хлопоты и расходы человеку, и без того постоянно занятому в студии или на гастролях, обозреватель "РГ" расспросил Илью Лагутенко.

    Идея провести конкурс среди детей возникла после того, как у вас самого появились две маленькие дочки, разрисовавшие, наверное, уже все стены квартиры?

    Илья Лагутенко: Дочкам я приобрел мольберты в тот момент, когда они научились держать карандаш. Так что стены в безопасности. Рисовать они очень любят. А старшая в три года уже сочиняет собственные песни. И тигров они видели: братья Запашные как-то пригласили в гости, и дочки были готовы без страха зайти в клетку.

    Сейчас я делаю большой книжный проект по заданию Российского Географического Общества, связанный с мерами по охране тигров. Книга будет включать стишата для малышей и информативное эссе для взрослых. И какие-то открытки с тиграми, присланные детьми на конкурс, в эту книгу тоже попадут.

    А про конкурс пения - я в детстве несколько лет пел в хоре мальчиков. Мы много путешествовали по стране и исполняли самые разные песни от маршей про Ильича до русской классики. Это было удивительное время! Поэтому в этом году я даже планирую записать альбом с одним из школьных хоров родного Владивостока.

    Вы и сами в юности рисовали, в том числе обложки альбомов несуществующих групп. Друзья, наверно, крутили пальцем у виска... Часто бывало, что окружающие не очень понимали, что вы затеяли?

    Лагутенко: Окружающие до сих пор не очень понимают, что и зачем я затеваю. Но потом благодарят за то, что я не останавливался. Да я и сам не понимаю - зачем. Я просто пытаюсь заставить окружающую действительность предстать в другом свете. Ведь даже в белом есть много оттенков. А с недоброжелателями сразу перестаю общаться.

    Вам не кажется, что ныне рок-музыка пребывает в кризисе: ей как раз не хватает новых идей и творческой смелости? Оттого все больше людей переключается на увлечение хип-хопом.

    Лагутенко: Я не верю в творческие кризисы. Им есть единственное объяснение - человеческая "лень-матушка" и равнодушие к собственному труду. Посмотрите на историю рок-н-ролла, изначально это всегда было впитывание и переосмысливание уже существовавших музыкальных традиций. Лучшее, что было создано за полсотни лет в рок-н-ролле - это как раз плоды такого необычного творчества. И дело тут не в конкретных музыкальных стилях. Хип-хоп как жанр существует дольше, чем так называемая диско-музыка. И в нем есть как откровения, так и откровенная пошлятина и безвкусица. То же самое и в роке. Альбомам "Морская" и "Икра" в этом году исполняется, страшно сказать, 15 лет, а они до сих пор звучат гораздо интересней и актуальней, чем репертуар отечественных рок-радиостанций.

    Вы одними из первых начали бесплатно выкладывать свои песни в Интернете. Не боитесь, что теперь вас обвинят в том, что именно "Мумий Тролль" развалил доходную и многомиллионную индустрию производства компакт-дисков?

    Лагутенко: Моя мудрость была в том, что еще в 2002 году альбом "Точно Ртуть Алоэ" был предоставлен для бесплатного скачивания. Задолго даже до группы Radiohead, которую считают здесь пионерами. Да, у меня был по этому поводу жесткий спор с издательской компанией. Но история подтвердила мои предположения: победить форму скачивания невозможно. Но мы все равно выпускаем и подарочные издания всех наших альбомов на CD, теперь вернулись и к LP, к "винилу". Наверное, опять одними из первых.

    Два года назад "Мумий Тролль" выпустил первый альбом в США, который попал даже в чарты самого уважаемого и объективного в мире хит-парада Billboard (до этого русские рок-музканты появлялись там всего один раз - это был "Парк Горького" в 1989 году - Прим. А. А.). Почему не стали развивать успех? Есть ли мысли о том, чтобы после двух удачных туров по СНГ и Европе продолжить выпускать диски в США и сделать тур там?

    Лагутенко: Раньше было не до этого. Но в этом году мы планируем выпустить альбом на английском языке. Американцы положительно оценили наши первые старания, весьма подивившись тому, что группа из Владивостока шагает в авангарде современных музыкальных тенденций. Такие комплименты, как сравнения моей исполнительской манеры с Бобом Диланом и Дэвидом Бирном настраивают на боевой лад. Хотя понянтно, как сложно "пришлым" рокерам доказать свою состоятельность в стране, где и придумали рок-н-ролл.

    В США есть премия Grammy, которая давно уже стала мировой, и о которой никто не говорит "там все куплено". Почему в России никак не появится ни одной общенациональной музыкальной награды, которая была бы столь же уважаема и объективна?

    Лагутенко: Есть определенный этикет и понимание музыкального бизнеса, которого до сих пор не существует у нас в стране. Все наши функционеры от музыки мечутся между "любовью" к музыке и желанием заработать. Причем, только для себя, любимого. Когда я рассказываю о программах господдержки для музыкантов в Австралии или Великобритании, о концепциях долгосрочного планирования общения промоутеров, медиа-холдингов и артистов, на меня смотрят как на инопланетянина. Мы все варим свою манную кашу с комками. Хотя прекрасно понимаем: надо все время помешивать, чтобы их не было…

    Раз в качестве образа выбрали "манную кашу", то в вас снова заговорил молодой отец. Как, кстати, молодой отец пережил кризис среднего возраста?

    Лагутенко: Пока некогда думать, честное слово. Вы о том, как изменилась моя жизнь и за счет чего я поддерживаю себя в форме? Я бросил курить уже лет 10 назад, ем печень краба по утрам  и вытяжку из морского ежа на ночь. Этого пока хватает.

    Поделиться