09.01.2012 23:45
    Поделиться

    Эксперты составили рейтинг наиболее вредных документов для бизнеса

    Рейтинг наиболее вредных документов для бизнеса

    Правительство и законодатели не напрасно трудились на протяжении всего 2011 года. В результате их усилий на свет появился ряд законов и нормативных актов, которые в той или иной степени затронут интересы представителей российского бизнеса уже в 2012 году. Эксперты составили рейтинг самых полезных и самых вредных документов для бизнеса, которые вступили в силу уже 1 января.

    Тройку вредных возглавляет постановление Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. N 790 "О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 30 октября 2006 г. N 637".

    Согласно документу, для коммерческой перевозки 8 и более пассажиров должны использоваться автобусы и автомобили, оборудованные аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. С 1 июля 2012 года нарушение указанного требования будет считаться грубым нарушением лицензиатом лицензионных требований.

    Зачем следить за маршрутными автобусами и почему это должны оплачивать их владельцы, выяснить не удалось. "При наличии такой необходимости автовладельцы сами оснастят транспорт любыми нужными средствами. Но почему-то ГЛОНАСС оказался более важной статьей, чем ремни безопасности и детские кресла в тех же автобусах. Такие решения увеличивают неоправданное давление на бизнес", - уверен Дмитрий Липатов, партнер юридической компании "Налоговик".

    На втором месте антирейтинга - Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения".

    Документ ужесточает контроль за трансфертными (внутрифирменными) ценами, расширяет перечень взаимозависимых лиц, вводит в НК РФ новое понятие - контролируемые сделки, а также обязанность уведомлять налоговые органы о заключении таковых при достижении суммарного дохода установленных пределов. Кроме того, документ вводит новый вид налоговой проверки в отношении контролируемых сделок и их участников. Поправки позволят привлекать к ответственности налогоплательщиков, которые в результате применения "неправильных" цен недоплатили бюджету.

    "Однозначно усиливает давление на бизнес, крупным производствам придется даже про потребленные у госмонополии энергоресурсы сообщать как про контролируемые сделки, и инспекторы смогут за деньги налогоплательщиков проверять эти тарифы. Закон недостаточно проработан, может задать тон к искусственному дроблению бизнеса", - заметил Сергей Варламов, партнер юридической компании "Налоговик".

    Третье место эксперты отдали Федеральному закону от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты РФ и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе".

    Согласно поправкам, ограничениям, связанным с реализацией алкоголя, подвергается пиво. К примеру, не допускается продажа пенного напитка в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых и розничных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, нестационарных торговых объектах.

    "Борьба с алкоголизмом - дело бесспорно полезное и важное для нации, - отметил Дмитрий Липатов. - Однако хотелось бы видеть серьезную работу по мотивации к преодолению такой зависимости гражданами и возможности для получения необходимого лечения, но пока вся борьба концентрируется на повышении акцизов и запретах на продажу в отдельных местах алкоголя. То есть продавцы несут максимум ответственности, хотя не в них причина этого крайне негативного социального явления". Основные положения закона вступают в силу с 1 сентября 2012 г.

    По мнению экспертов, найти положительные примеры оказалось гораздо труднее, чем отрицательные. Одним из самых полезных документов для бизнеса был назван Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов". Вступает в силу с 1 января 2012 года за исключением некоторых положений.

    Закон изменяет процедуру уменьшения уставного капитала ООО и защищает в этой ситуации права кредиторов. Годовой отчет общества должен теперь содержать раздел о состоянии чистых активов общества: их динамику, причины уменьшения показателя ниже размера уставного капитала ООО. Если стоимость чистых активов общества оказывается меньше его уставного капитала, общество не позднее чем через шесть месяцев после окончания соответствующего финансового года обязано либо снизить УК до размера чистых активов, либо ликвидироваться. Закон освободил АО от ежеквартального представления в регистрирующий орган сведений о стоимости своих чистых активов. Однако любое заинтересованное лицо должно иметь доступ к этой информации как в АО, так и в ООО.

    "Не надо объяснять, что любой бизнес - это прежде всего финансовые интересы его владельца и инвесторов, - уточняет Сергей Варламов. - Для успешного развития необходима эффективная защита этих интересов, в чем государство может проявить свою силу. В данном случае такие правовые механизмы созданы".

    Второе место занял Федеральный закон от 25 июля 2011 г. N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства".

    "С принятием данного закона получит развитие аграрный сектор, который обладает высокой степенью рисков, связанных с гибелью урожая в связи с объективными факторами природного характера. Эти риски могут компенсировать страховые компании", - отметил Дмитрий Липатов. При этом эксперт заметил, что существует проблема с выплатой страховой премии по договору страхования. С принятием закона регионы получают субсидии из федерального бюджета, которые, в свою очередь, направляются на поддержку страхователей, что выражается в компенсации 50% от суммы страховой премии. Если средства действительно дойдут до непосредственных работников сельского хозяйства, это непременно даст свои плоды - и в буквальном, и в переносном смысле, уверен Дмитрий Липатов.

    Замыкает тройку лидеров Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте".

    Закон обязывает владельцев опасных объектов страховать жизнь и здоровье своих работников и имущество третьих лиц. Опасными в законе названы ряд производственных объектов и гидротехнические сооружения. Они должны быть расположены в РФ и подлежат регистрации в госреестре, предусмотренном законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов, или внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений. Владельцы за свой счет обязаны страховать риск наступления ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда потерпевшим.

    "Страхование всегда позволяет компании минимизировать свои потери в чрезвычайной ситуации, но страховые платежи при этом должны быть существенно меньше, чем выплата при наступлении страхового случая, - пояснил Сергей Варламов. - Иначе в страховании нет экономического смысла. В случае с обязательным страхованием государство принуждает бизнес делать отчисления, невзирая на финансовую сторону. Хочется надеяться, что при должном обеспечении безопасности страховщики будут снижать тарифы, иначе при добросовестном отношении предпринимателей платежи по таким страховкам станут убытками. Но жизнь человека сохраняет наивысшую ценность".

    Поделиться