09.01.2012 23:45
    Поделиться

    На российском рынке останутся самые крупные бюро кредитных историй

    В этом году должен быть принят законопроект-долгожитель, решающий проблему регистрации залога автотранспортных средств. Правда, благодаря минэкономразвития он преобразовался в законопроект о регистрации уведомлений о залогах всего движимого имущества, но регистраторами, как и планировалось, будут бюро кредитных историй (БКИ). Однако эти организации никогда не вели публичных баз данных и не имеют единой базы. Более того, построить ее вряд ли удастся, поскольку у бюро разные интерфейсы, программное обеспечение и они несовместимы. "База по залоговому имуществу будет создаваться на базе ЦККИ (Центральный каталог кредитных историй) и БКИ. Планируется создание единого центра, куда будут поступать данные, в каком бюро находится информация о залоге, и уже для получения подробной информации нужно будет обращаться непосредственно в БКИ", - рассказывает Александр Викулин, генеральный директор Национального бюро кредитных историй (НБКИ). По его словам, схема получения информации по залогам для коммерческих организаций будет такая же, как и при получении кредитных отчетов, - банки заключают договор с НБКИ и начинают запрашивать данные по залогам. Физические лица смогут обратиться к коммерческим агентам НБКИ и при личном обращении получить данные по имуществу, находящемуся в залоге. Цену в данном случае агенты устанавливают самостоятельно. То есть информация о залогах будет предоставляться за деньги.

    Одновременно строится еще одна такая же информационная база, но уже по всей стране силами МВД. В нее войдет информация обо всех зарегистрированных транспортных средствах, машинах, числящихся в угоне, сведения об обремененных и арестованных авто, данные от производителя и органов сертификации и др. База МВД будет публичной - каждый человек может зайти на соответствующий сайт и проверить, к примеру, числится авто в угоне, наложено ли на него обременение. В базе не будет только данных по залогам. "Мы предлагали, когда готовилось соответствующее распоряжение, организовать взаимодействие на уровне минфина-МВД по залоговым обременениям транспортных средств, но минфин эту идею не поддержал, и этот пункт из распоряжения выбыл", - рассказывали в МВД.

    "Получается, что мы будем выстраивать две альтернативные системы, которые будут решать схожие задачи. Если МВД фактически создает открытую базу, которая дает возможность через Интернет любому гражданину туда обратиться, то тогда получается, что никто больше не нужен. Единственно, нужно организовать взаимодействие между базой и банками. Вот здесь БКИ могут сработать: они бы ее наполняли, поскольку банки всю эту информацию поставляют в бюро", - предлагает вице-президент Ассоциации региональных банков России Олег Иванов.

    Сам текст законопроекта претензий у экспертов не вызывает. В нем перечислены виды залогов, созданы условия для заинтересованности залогодержателя в участии в этой системе - в случае отказа от регистрации они теряют первоочередное право на удовлетворение своих требований. Вводится ответственность за невыполнение обязательств - уведомления о залогах направляются только через кредитные организации, если они не исполнят поручение, то будут возмещать ущерб, причиненный бездействием. Такая же кара ждет БКИ, если оно не направит информацию о регистрации залога в ЦККИ, который будет вести базу данных для определения БКИ, в которых зарегистрированы уведомления. Функции бюро - заносить уведомление в реестр и предоставлять выписку. В системе могут участвовать БКИ с оплаченным капиталом не менее 10 млн руб., заключившие договор не менее чем с 50 банками. А банк обязан заключить договор хотя бы с одним регистратором.

    Кстати, законопроект наносит ощутимый удар по БКИ. "В этом законе вводят новые требования к бюро, которые получат право регистрировать залоги. Сейчас им соответствуют только четыре бюро: НБКИ, "Эквифакс", объединенное бюро "Экспириан" и "Инфокредит", а также "Русский Стандарт". Это означает, что остальным придется "закрывать лавочку". Многие региональные банки могут себе позволить работать только с одним бюро, и теперь они будут вынуждены переключиться на работу с кем-то из этой четверки, чтобы минимизировать расходы, - утверждает Олег Иванов. - Когда я на эту деятельность минэкономразвития смотрю, создается впечатление, что речь идет не о залоге движимого имущества, а о кардинальном переделе рынка кредитных историй, уничтожении около 90% игроков и создании большой тройки-четверки БКИ".

    Поделиться