Судебные приставы передали последнюю прижизненную фотографию уроженца Башкирии, погибшего в плену в годы Великой Отечественной войны, его праправнукам.
Как рассказали корреспонденту "РГ" в Управлении ФССП по Башкирии, добровольными поисковиками судебные приставы стали по воле случая.
- К Дню Победы Госархив Калининградской области организовал фотовыставку "Солдаты, для которых Победы не было", где экспонировались 27 персональных учетных карт советских военнопленных, составленных нацистами и переданных в архив милицией в 1952 году, - сообщил корреспонденту "РГ" начальник отдела по розыску должников и их имущества УФССП России по РБ Дмитрий Бровченко.
Карты содержали такие сведения, как звание военнопленного, подразделение Красной Армии, место проживания его близких родственников. Также в нее вклеивалась небольшая "служебная" фотография пленного, сделанная лагерным фотографом, ставились штампы о годности военнопленного к той или иной степени тяжелой работы и о том, что человек предупрежден о запрете на какие-либо отношения с немецкими женщинами. В случае смерти военнопленного на его учетную карту ставился штамп "Tote Kartei!" (буквально "Мертвая картотека").
Среди посетителей выставки оказались судебные приставы Калининградской области, которых заинтересовала судьба людей, изображенных на "Смертельных картах". Они рассказали сотрудникам архива, что в их ведомстве есть подразделения, специализирующиеся на поиске сведений о должниках и их имуществе. Воодушевленный этим известием, директор архива обратился с письмом в Федеральную службу судебных приставов с просьбой оказать помощь в розыске сведений о родственниках советских военнопленных. До этого инициативная группа Калининградского архива уже пыталась это сделать, но даже с помощью военных комиссаров из российских регионов разыскала родственников только четверых из них.
Один человек из "Мертвой картотеки" оказался уроженцем Башкирии, поэтому "вводная" по нему поступила в Уфу.
- Вот что нам было известно первоначально о погибшем военнопленном: Болднев Иосиф Павлович. Родился в 1910 году. Местожительство: Башкирия, Стерлитамакский район, деревня Бугуруслановка. Рядовой 10-го пехотного полка. Попал в плен 6 июля 1941 года под Старым Осколом. Дата смерти неизвестна, - продолжает Дмитрий Бровченко.
Начав розыск, приставы первым делом выяснили, что военнопленный Boldnew фактически имел фамилию Болтнев. Буква "т" на "д" была заменена в немецкой транскрипции. Бывалые поисковики, кстати, часто сталкиваются с подобными фактами. Во многом из-за разного написания одной и той же фамилии родственники и не могут найти своих павших солдат.
Судебные приставы разыскали родственников умершего военнопленного до четвертого колена. Его семья действительно проживала в деревне Бугуруслановка Стерлитамакского района Башкирии, но в полном составе выехала оттуда в 1950-х годах и почти на 20 лет обосновалась в Узбекистане. После распада СССР и массового бегства русскоязычного населения из Узбекистана родственные связи между отдельными членами семьи были утрачены.
Долгие годы родные ничего не знали ни друг о друге, ни тем более - о пропавшем на фронте отце и деде. Между тем семья Болтнева была большой. Уходя на войну, Иосиф Болтнев оставил жену Анну Семеновну с тремя дочерьми и сыном. Супруга, одна из дочерей и сын умерли, а две дочери со своими семьями живут в Краснодарском крае. Старшая из них, Елизавета Иосифовна, опознала на лагерном фото своего отца.
Этот последний снимок теперь стал настоящей семейной реликвией, особенно для пяти внуков, семи правнуков и шести праправнуков рядового Иосифа Болтнева.