08.12.2011 11:00
    Поделиться

    На российские экраны вышел фильм "Шпион, выйди вон!"

    В написании сценария к фильму участвовал разведчик Джон Ле Карре, автор одноименного романа-бестселлера, что позволило шведскому режиссеру Томасу Альфредсону сохранить дух и атмосферу шпионских игр, которые велись между Британской империей и империей Советов в 1973-м году.

    Игра начинается, когда в секретную службу британской разведки, подчиняющуюся напрямую премьер-министру, поступает информация: советский "крот" окопался в самых верхах, вошел в избранное число руководителей МИ6, фигурирующее в фильме под кодовым названием "Цирк".

    Глава МИ6 - кличка "Хозяин Цирка" - роль которого исполнил Джон Херт, уходя из жизни (сказывается пристрастие к виски и сигаретам, характерное и для других шпионов в фильме) оставляет своей команде тяжелое наследие: килограммы пыльных записей в прокуренной маленькой комнатке и шахматную доску, где к фигурам приклеены фотографии подозреваемых в измене родине. "Хозяин" начал работу по вычислению "крота", но довести ее должен уволенный из МИ6 в результате интриг Смайли (кодовое имя "Шпион", роль исполняет Гэри Олдмен), единственный человек, которому доверяет "Хозяин".

     

    Смайли в фильме действует, как полная противоположность другому знаменитому киношпиону - Джеймсу Бонду. Он носит толстенные очки, вряд ли пробежит стометровку, пистолет вынимает нехотя и всего один раз, его лицо не выделяется в толпе, настоящего имени не знает никто, а оружие этого шпиона - опыт, интуиция и знание методов противника, то есть советской разведки, у которой свое кодовое имя - "Клара".

    В фильме есть ключевая сцена, открывающая всю суть шпионажа. Смайли рассказывает своему помощнику о том, как он один раз в жизни беседовал с руководителем ГРУ и увидел в нем свое отражение: человека, который куда больше склонен доверять противнику, чем своим соратникам. Человека, участь которого - одиночество и паранойя подозрительности. В этой сцене мотив двойничества умело разыгран Гэри Олдменом, который воссоздает беседу двух "родственных душ", проигрывая ее и за Смайли, и за главу советской разведки.

    Смайли идет по следу "крота", как умелая ищейка, чутье которой обострилось со временем до предела. Его доказательства - это наблюдательность и знание психологии, мельчайших деталей поведения: фразы, оброненные на корпоративной вечеринке, искусство допроса, без нажима, но, сопоставляя те самые факты, которые позволяют подобраться к предателю все ближе. Он просто разговаривает с людьми, и те охотно делятся с ним своими воспоминаниями, у каждого из собеседников-подозреваемых своя история, свой поезд, идущий по рельсам, и только Смайли - главный диспетчер этой психологической борьбы, способен отправить все составы по нужному пути.

    Смотреть на его расследование не скучно, поскольку детально проработана вся обстановка центрального офиса МИ6 - лифты и вахтеры, показаны системы пропусков и охраны, шифрования разговоров и прослушки, устройство явочных квартир и наружного слежения. Все это сопровождается динамичным монтажом и хорошей операторской работой Хойте Ван Хойтема. Эти детали - практическое пособие по работе спецслужб, но те же интриги, предательство и отстаивание собственных интересов наперекор общему делу можно найти в любом офисе. И кем бы ни был предатель, уже к середине фильма становится понятно, что он просто выбирает себе место потеплее и зарплату повыше, а на кого ему работать в мире "здоровой конкуренции" совсем не важно.

    Гротескной в бытописании жизни британской разведки выглядит лишь одна сцена - встреча нового года всем коллективом МИ6, на которой один из шпионов одевается Дедом Морозом в кумачового цвета пальто и распевает вместе с коллегами гимн Советского Союза. Но Ле Карре лучше знать, какие гимны пели на вечеринках в его родной разведке, а российского зрителя на этих кадрах вдруг охватывает ностальгическая грусть: вряд ли сейчас британские шпионы поют наш гимн, хоть мотив и остался тот же.

    Скромный Гэри Олдмен, комментируя успех своего перевоплощения в шпиона Смайли, все лавры отдал Джону Ле Карре, с которым неоднократно встречался во время подготовки к роли: "Все его качества - то, как он говорит, прикасается к предметам - все это я вложил в Смайли. Надеюсь, Ле Карре не против, ведь Смайли засел у него в ДНК". Впрочем, ДНК шпиона засело и в самом Олдмене, и критики дружно пророчат ему "Оскара" в номинации "Лучшая мужская роль".

    Кино бы не сложилось, если бы у Смайли не было достойных противников, а у Гэри Олдмена - достойных партнеров. Подозревать здесь можно каждого - особенно Билла Хейдона (кодовое имя "Портной"), вальяжный и снобский образ которого воплотил Колин Фёрт, ведь именно с ним изменяет мужу жена Смайли. Впрочем, есть еще "Солдат" (Рой Блэнд), "Бедняк" (Тоби Эстерхейз) и "Сапожник" (Перси Аллелайн). И каждый из них ведет свою партию. Такие колоритные клички шпионы получили из английской считалочки, придуманной руководителем МИ6 как код для разоблачения советского шпиона: "Tinker, tailor, soldier, sailor, rich man, poor man, beggar man, thief". Как вариация этой считалки звучит и оригинальное название фильма "Tinker, tailor, soldier, spy".

    Компанию коллективу английских джентльменов в фильме составили российские актеры Светлана Ходченкова и Константин Хабенский. Роль Ходченковой - единственный романтический женский образ в картине, нежная и соблазнительная Ирина - жена советского дипломата-садиста, которого "пасут" британцы. Деваться ей некуда, а делать особенно нечего, остается только упасть в крепкие объятия английского бравого парня и попробовать выторговать за свои секреты место под британским солнцем.

    Константин Хабенский исполняет в фильме советского дипломата Полякова и играет настолько открыто, по сравнению со сдержанной работой своих английских коллег, что шпионажем отдает буквально каждая шуточка его героя. Но, возможно, этот образ русского Ваньки, балагура и своего парня - только обманный трюк? Ведь настоящий шпион никогда не говорит правды и не верит никому. Даже самому себе. Особенно - самому себе.

    Поделиться