05.12.2011 23:03
    Поделиться

    Юрий Богомолов: Авторы фильма, пытаясь воскресить Высоцкого, убивают его

    Финишировало сразу несколько сериалов. Сначала - "Фурцева". Затем - "Выборы-2011" и, наконец, массированный пиар кинофильма "Высоцкий. Спасибо, что живой".

    Все - на выборы. "Высоцкого"

    Эта предвыборная кампания, стартовавшая на позапрошлой неделе, ударно завершилась на минувшей серией программ, с тем или иным успехом работавших на подогрев интереса кинозрителей к фильму.

    Репертуар промоушена оказался разнообразным и аппетитным: от очередного "Смака" до "Прожекторперисхилтона".

    Сначала артист и телеведущий Иван Ургант в сотрудничестве со сценаристом Никитой Высоцким по узбекским лекалам сварили бараньи голяшки с чесноком и приготовили горячий салат из бараньей печени - под разговоры об отце. Еда, возможно, и удалась; передача оказалась мало съедобной.

    На уикенд опять же Иван Ургант, но уже в компании прожектористов и артиста Максима Леонидова, исполнившего одну из ролей в "Высоцком", ненароком вспомнили о фильме, в котором играли.

    А между этими двумя крайностями телезрители могли увидеть документальный фильм о прототипе главного героя картины и многократно показывавшуюся запись его выступления на советском ТВ. В воскресный день зрители получили возможность освежить в памяти мини-сериал "Место встречи изменить нельзя".

    Да, и чуть было не забыл Малахова с его шоу "Место встречи изменить можно". Куда ж без этого Жоржа Бенгальского отечественного телевидения Первый канал? И странно, что без него обошлось подведение итогов думских выборов.

    Новое место встречи сенсаций не таило. Жоржу на сей раз пришлось довольствоваться прилетевшей из-за океана Натальей Дарьяловой, дочерью Аркадия Вайнера, сценариста "Места".

    Она прилетела, чтобы поделиться воспоминаниями о том, как она снималась в крохотной роли, находясь поблизости от Высоцкого. Как она рисковала жизнью, когда ее выбрасывал из окна Фокс, и т.д. На лице - застывшая приветливая улыбка-маска. Разомлевший от умиления Малахов. Это все на фоне памяти о Высоцком, под фонограмму разговоров об уважении к ней.

    Вчера была поставлена точка: один из продюсеров фильма Анатолий Максимов в авторской программе Владимира Познера рассказал о замысле картины и трудностях его воплощения. И наверняка о том, почему они, создатели картины, темнят с именем актера, исполнившего главную роль.

    Читатель этих строк уже знает содержание беседы; я - нет. Но поскольку собеседник Познера на минувшей неделе уже появлялся в эфире телеканала "Дождь" с разъяснениями по этому вопросу, то легко могу предположить, что он ответил Владимиру Владимировичу. В частности, по поводу исполнителя главной роли. Что это ни в коем случае не маркетинговый ход. Что это не фишка пиара. Что неподвижность лицевых мышц компенсируется живыми глазами, в которых отражается жизнь души человека. И т. д.

    Предположим, согласится собеседник, а в чем смысл такой таинственности? А смысл в том, назидательно ответит продюсер, чтобы зритель не отвлекался от образа героя, чтобы не занимался сравнением исполнителя с персонажем.

    Если в этом был смысл, то создатели добились обратной цели с перевыполнением плана - зрители по ходу просмотра мысленно примеряли на главную роль еще целую кучу знаменитых артистов, и это обстоятельство их сильно отвлекало от смысловой ткани картины.

    Другое дело, что и отвлекать особо не от чего. Единственное, что поражает в картине, так это внешнее сходство прототипа и типа. Почти тождество, которое смотрится как трюк. Как аттракцион. Остальное в фильме - противостояние КГБ, наркозависимость - факультатив.

    Кажется, что нет более высокой цели для актера, как только слиться со своим героем, умереть в нем... На самом деле это не то чтобы невозможно, но и не нужно. Никогда. Даже в том случае, если актер влезает в шкуру великого человека. Актер, исполняя роль, не может не играть. Играя, не может не интерпретировать. А в этом и суть художественного творчества. А этого и нет в фильме. Авторы, предпринимая немыслимые усилия, чтобы воскресить Высоцкого, убивают его. Не случайно у многих зрителей остается впечатление, что он на экране мертв. Мертвый, но словно живой.

    Как будет в этом случае правильно сказать: живой труп или...

    Мертвая душа?..

    Сериал "Фурцева" гораздо менее умелая в драматургическом и в режиссерском отношении работа. Не сравниваю оба создания - у них разные "жанровые пристройки", как выражаются продюсеры фильма. В одном случае биография одного исторического персонажа; в другом - эпизод из жизни иного исторического персонажа.

    Соотношу актерские сверхзадачи.

    Ни Татьяне Арнтгольц, играющей молодую Катю Фурцеву, ни Ирине Розановой, исполняющей роль этой героини уже в почтенном возрасте, не приходится волноваться за стопроцентное портретное сходство своих персонажей с оригиналом. И им, и нам довольно приблизительной похожести. И им, и нам более интересны их взаимоотношения с историческим прототипом. Если есть меж ними зазор и отдаленное сходство, значит, возможна игра смыслами, возможно их приумножение. А если зазор нулевой, то зачем нужен актер. По крайней мере большой, самобытный актер. И тогда, действительно, какая разница, кто там схоронился под компьютерно-пластической маской - Безруков или Вдовиченков?

    ***

    Насколько неинтересным выглядел на телеэкране предвыборный сериал, настолько занимательной оказалась его развязка.

    Предвыборный эфир на телеканале "Россия" запомнился в основном стандартными декларациями представителей партий. Точнее, не запомнился.

    Кто запомнился, так это неугомонный Жириновский. Он выступал в жанре поношений, причем в базарном формате. На него оппоненты уже давно не обижаются, сколько бы он их ни оскорблял и ни поносил. Понимают, что он не к ним адресуется. Что он на публику работает. Притом на ту, что сама предпочитает общаться с окружающими путем взаимных оскорблений. Вот голоса этой аудитории он и аккумулировал. Их, как и можно было предположить, оказалось довольно много. Кажется, пара миллионов.

    Разговор же по сути партийных программ шел на одном канале - на "Дожде".

    День выборов как информационно-аналитическое шоу опять же спас "Дождь". Именно его журналисты постарались сделать это гражданское мероприятие по возможности прозрачным. Каждый час официальная информация о том, как идет голосование по стране. Несколько сотрудников компании смогли устроиться в участковые избирательные комиссии, кто-то аккредитовался в качестве наблюдателя от той или иной партии.

    И затем, до глубокой ночи, в прямом эфире аналитика политических результатов процедуры голосования.

    На "России" тоже состоялось ночное шоу с участием журналистов, политиков, политологов и мастеров культуры. Это было более зрелищно, но менее калорийно по содержанию.

    Видимо, политическое вещание вступило в новую эру. То ли мы его выбираем, то ли оно нас?

    Поделиться