Саркози и Меркель готовы отказаться от "слабых звеньев" еврозоны

Лидеры крупнейших экономик Европы - Франции и Германии - задумались над реформой еврозоны. По мнению Николя Саркози и Ангелы Меркель, чтобы спасти европейскую валюту, необходима большая интеграция стран - участников зоны. Вместе с тем количество стран нужно сократить.

Как стало известно агентству Reuters, в последние месяцы Франция и Германия на всех уровнях ведут интенсивные переговоры о "сепаратном мире". Эта работа идет достаточно осторожно - дальше стадии обмена мнениями пока не зашла. Прежде чем официально заявить о намерениях создания обновленной "старой" структуры, очевидно, необходимо тщательно прощупать почву: определиться со списком стран новой еврозоны, просчитать политические и экономические риски такого шага, ведь большинство членов ЕС скорее всего выступят против столь радикальных изменений в процессе евроинтеграции.

В сокращенной версии еврозоны Франция и Германия хотят использовать новую систему. В частности, предполагается создать Постоянный Секретариат еврозоны, который разместится в Брюсселе, но не будет входить в состав Еврокомиссии. Лидеры стран этого образования будут регулярно встречаться и изберут председателя этого формата. Количество голосов в высших органах управления новой зоны евро будет распределяться в зависимости от экономических показателей каждого из входящих в нее государств.

Тем временем возглавляемый канцлером Германии Ангелой Меркель Христианско-демократический союз уже подготовил резолюцию, согласно которой отдельные страны получат возможность выхода из еврозоны, сохраняя при этом свое членство в Европейском союзе. Это предложение будет рассмотрено правящей в ФРГ партией на следующей неделе. В том, что этот документ будет принят, сомневаются немногие. Тем более что согласно последним опросам 50 процентов граждан Германии хотели бы вернуть в свои кошельки немецкую марку.

Какова дальнейшая судьба евро? Об этом "РГ" спросила экспертов из разных стран.

Джузеппе Ди Таранто, профессор экономики Римского университета Луис Гуидо Карли:

- Я не сомневаюсь и в том, что сегодня Франция и Германия путем самых настоящих спекуляций и в своих чисто протекционистских целях используют Грецию, а теперь и Италию в качестве некого "алиби", пытаясь отвлечь внимание от своих собственных проблем и, наоборот, привлечь повышенное внимание к проблемам этих стран. Замечу, что так называемые "токсичные" греческие ценные бумаги находятся на самом деле в "портфелях" французских и немецких банков, а не итальянских, как зачастую преподносится. Об этом очень мало сегодня говорится, но и у Франции, и у Германии тоже есть довольно серьезные экономические сложности.

Кстати, их поведение выявляет еще одну проблему сегодняшнего Евросоюза - отсутствие эффективного управленческого механизма в рамках ЕС. Никто не делегировал Франции и Германии полномочия, позволяющие им самовольно принимать решения за 27 стран. Как это ни прискорбно отмечать, судьба европейской валюты сегодня в руках именно этих стран, но не только. Возможно, единственным путем для спасения евро от краха сегодня является поддержка таких великих держав, как Россия и Китай. Если они, конечно, согласятся выделить помощь из своих суверенных фондов. Однако, если Меркель права и кризис продлится еще 10 лет (а я думаю, что она абсолютно права, так как рыночные спекуляции будут продолжаться и впредь), то я вижу только два выхода из этой ситуации: либо создание сильной исполнительной власти внутри ЕС, либо согласованный в рамках ЕМС отказ от евро.

Ханс-Вернер Зинн, президент Института экономических исследований ifo, профессор Мюнхенского университета:

- Оценивая ситуацию реалистично, я могу сказать, что она будет только ухудшаться, если Греция не покинет еврозону. Ее выход не был бы катастрофой для Евросоюза и не означал бы моментальный его развал. И сейчас не все его страны имеют евро и, несмотря на это, вполне дееспособны и не сильно затронуты кризисом. Если правительства изо всех сил будут стараться удержать еврозону, мы достигнем только обратного эффекта, чем ожидали. Это будет как в Советском Союзе: в конце концов рухнет вся конструкция и Евросоюз больше не будет дееспособен.

Решение о выходе Греции из еврозоны было бы единственно правильным и вовсе не привело бы к эффекту домино. Необходимо дать грекам возможность покинуть еврозону. Эту возможность нельзя исключать и для других стран. Тогда европейское пространство будет выстроено по-другому. Я не уверен, какие страны последуют, Португалия или Испания. Трудно сказать. Однако ситуация в Италии не такая уж безнадежная. Север страны экономически силен и поможет ей выйти из кризиса.

Вообще, настоящая кризисная ситуация продлится как минимум десять лет. Об этом я сказал и канцлеру Ангеле Меркель. Хотя мы в Германии еще не замечаем негативных последствий кризиса, необходимо учитывать, что Немецкий федеральный банк уже выдал 450 млрд так называемых таргетных кредитов, которые были нацелены на то, чтобы страны-должники смогли импортировать товары. А это колоссальная сумма.

Однако Германия, несмотря на это, останется экономически сильной и выйдет из кризиса без больших потерь, поскольку в страну хлынет инвестиционный капитал. Одним из результатов кризиса будет понимание того, что поиски спасения в Европе иллюзия. Германия будет внимательнее смотреть в направлении других стран, в том числе и Восточной Европы. От этого извлечет пользу Россия, поскольку она давний партнер Германии и поддерживает с ней хорошие и тесные экономические связи.

Негативные последствия нынешнего кризиса, которые граждане Германии еще не заметили, лягут большим грузом на плечи следующего поколения. Когда государственный дефицит, возникший в результате мероприятий по спасению еврозоны, должен будет уравновешиваться растущими налоговыми поступлениями.

Кстати

В четверг вечером Меркель опровергла информацию о реформировании еврозоны, заявив: "Единственная цель, которую преследует Германия, - это стабилизация еврозоны в тех границах, в которых она существует". Но кто же ей поверит в условиях все разрастающегося кризиса общеевропейского рынка?