В РСПП нашли способ привлечения денег в энергоэффективные проекты РФ

Как направить реальные инвестиции в энергоэффективные проекты? Ответ на этот вопрос пытаются найти в Российском союзе промышленников и предпринимателей. Подробности "РБГ" узнала у руководителя новой экспертной группы по финансированию энергоэффективных проектов при Комитете РСПП по энергетической политике и энергоэффективности Вадима Зазимко.

РГ: Вадим Николаевич, в чем цель создания экспертной группы?

Зазимко: Конечной целью экспертной группы является активизация притока частных инвестиций в проекты и программы повышения энергетической эффективности и энергосбережения. Предстоит решить ряд задач, связанных с отсутствием общепринятой методологии экономической оценки энергоэффективных технологий, энергосберегающего оборудования, подготовкой энергоэффективных проектов в приемлемой форме для финансирующих структур, проблемами применения энергосервисных контрактов, слабым развитием рынка энергосервисных услуг, недооценкой региональными властями использования возможностей согласно 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности..." по привлечению внебюджетных источников, дальнейшим развитием законодательства.

РГ: Относительно правовых основ энергосбережения, чего, по вашему мнению, не хватает современному российскому законодательству в области энергосбережения?

Зазимко: В первую очередь не хватает опыта его практического применения. Если мы возьмем историю становления развитых стран, то там подобное законодательство развивалось на протяжении довольно длительного периода, российская же нормативная база в этой области еще очень молода, ей предстоит пройти еще ряд изменений и дополнений. Примером тому служит ситуация вокруг энергетического паспорта. Напомню, что согласно 261-ФЗ необходимо проведение обязательного энергетического обследования до 31 декабря 2012 года для бюджетных учреждений, компаний с государственным участием, крупных потребителей энергетических ресурсов, а также компании газонефтяной и угольной отрасли. Предложенные формы энергетических паспортов являются крайне противоречивыми, качество проводимого энергетического обследования зачастую не выдерживает критики и не может являться основой для дальнейших действий по энергосбережению. Однако ситуация меняется в лучшую сторону, требования к компаниям-энергоаудиторам будут повышены, разработаны новые формы энергетических паспортов, наиболее полно отвечающих действительности, разработан и в скором времени будет утвержден порядок приема энергетических паспортов министерством энергетики. Еще одной проблемой являются сжатые сроки реализации 261-ФЗ. Нет уверенности, что до 31 декабря 2012 года хотя бы 40% организаций, попадающих под обязывающие положения о проведении энергетического обследования, будут иметь энергетический паспорт. Так же дела обстоят и с установкой приборов учета воды, тепла, газа, даже несмотря на переносы сроков. Однако чем раньше эти этапы будут пройдены, тем раньше мы сможем внедрять соответствующие технологии и эффективно экономить.

РГ: Какие меры государственной поддержки осуществляются в области энергосбережения?

Зазимко: Действующим законодательством предусмотрены меры стимулирующего характера. Это механизмы инвестиционного налогового кредита, которые предусмотрены тем же 261-ФЗ. Основанием для его применения является перечень объектов и технологий, представленный в постановлениях правительства РФ N 857 от 25 октября 2010 г. и N 562 от 12 июля 2011 г. Применение ускоренной амортизации к основным средствам, относящимся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность. Дополнительно госпрограммой по энергосбережению предусмотрено софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, муниципальных образований, предоставление государственных гарантий по кредитам и займам, софинансирование обучения лиц, ответственных за повышение энергетической эффективности. На данный момент механизмы практической реализации этих мер находятся в стадии разработки.

РГ: Как вы оцениваете перспективы внедрения энергосервисных договоров?

Зазимко: Основным затруднением масштабного применения механизмов энергосервисного договора является то, что он не имел еще широкого внедрения в России и не всегда правильно понимается участниками рынка. Также большие трудности заключаются в определении базового уровня энергопотребления, от которого рассчитывается экономия энергетического ресурса. Существует проблема верификации денежных потоков, которые возникают при реализации энергосберегающих мероприятий. Без определения базового уровня энергопотребления невозможно рассчитать сроки окупаемости проекта, экономию и вознаграждение по договору.

Традиционной проблемой является финансирование энергосервисного договора. С одной стороны, финансовые организации осторожничают и не спешат разрабатывать специализированные финансовые продукты, а с другой - уровень капитализации энергосервисной компании (ЭСКО) в основном очень низок.

Несмотря на новизну принципов энергосервисного договора, уверен, энергосервисный договор в ближайшей перспективе станет эффективным инструментом сокращения потребления энергетических ресурсов в бюджетной, а впоследствии и в коммунальной сфере. Что касается промышленности, то рост цен на энергоносители уже заставляет предприятия рачительно относиться к потреблению энергетических ресурсов, разрабатывать программы по модернизации энергетического хозяйства.

РГ: Можете ли вы привести успешные примеры финансирования энергоэффективных проектов?

Зазимко: Предполагаю, что на данный момент похвастаться реализованными относительно крупными проектами повышения энергетической эффективности в РФ могут только международные финансовые институты, такие как ЕБРР и IFC, но положительные тенденции намечаются и у нас. Так, Министерство энергетики РФ и Внешэкономбанк подписали меморандум о создании Энергетического финансового агентства. Оно должно стать универсальным средством для привлечения долгосрочного финансирования энергоэффективных проектов.