В Вологде приняли уникальный муниципальный закон, поощряющий партнерские отношения бизнеса с техникумами и училищами.
Компании, которые заключат договор о сотрудничестве с вологодскими учреждениями начального и среднего профессионального образования, могут претендовать на 30-процентную скидку при уплате земельного налога. Предполагается, что высвободившиеся средства работодатели направят на покупку или аренду оборудования для подшефных учебных заведений, оплату труда практикантов и руководителей практики.
Строго говоря, в денежном эквиваленте размер муниципального вологодского "пряника" невелик. Ставка земельного налога для административных и промышленных территорий в Вологде составляет 0,5 процента от кадастровой стоимости участка. Для предприятий, земли которых стоят меньше 10 миллионов рублей, размер льготы не превысит 15 тысяч рублей в год. На ощутимую выгоду могут рассчитывать только крупные компании, чьи территории оцениваются в несколько десятков или сотен гектаров, а таких в Вологде немного.
Впрочем, свежий закон несет в себе принципиальную важность вне зависимости от размера заложенных льгот, уверены эксперты. "Инициатива муниципального образования, стимулирующая предприятие участвовать в процессе подготовки специалистов со студенческой скамьи, - это прецедент для Северо-Западного федерального округа и, возможно, для всей страны", - прокомментировал "РБГ" инициативу вологодских законодателей генеральный директор Центра межрегионального взаимодействия работодателей СЗФО Ярослав Мешавкин. И добавил, что программы содействия кадровому обеспечению бизнеса принимались и раньше, но исключительно на региональном и федеральном уровнях.
В рамках национального проекта "Образование" с 2007 по 2009 год техникумы, училища и колледжи могли получить федеральные деньги на покупку современного учебно-лабораторного и производственного оборудования, корректировку старых и разработку новых учебных планов. Обязательным условием входа учебного заведения в нацпроект было софинансирование со стороны регионального бюджета и базового работодателя.
Однако основную проблему российских работодателей - несоответствие продукта, который производит рынок образовательных услуг, требованиям рынка труда - национальному проекту разрешить не удалось. По оценкам Союза директоров средних специальных учебных заведений России, сейчас только 5% специалистов рабочих профессий российских промышленных предприятий сталкивались в рамках образовательного процесса с обучением или переобучением на производстве. Остальные оказывались у станков, владея лишь знаниями, полученными в стенах техникумов и училищ. В Китае, для сравнения, этот показатель составляет 45% процентов, в Бразилии - 53%.
"Поэтому любые политические и экономические механизмы, способствующие установлению контактов между образовательной средой и предпринимательством, оказывают положительное воздействие на региональные рынки труда, - продолжает тему Ярослав Мешавкин. - С учетом острой нехватки специалистов рабочих профессий опыт Вологды следовало бы растиражировать".