"Россия не будет в этом году закупать сахар, а скорее всего, начнет экспортировать его", - заявил на селекторном совещании по организации перевозок сельхозпродукции первый вице-премьер Виктор Зубков. Однако грандиозным планам пока мешают проблемы с поставками и переработкой сахарной свеклы. При этом дефицит производственных мощностей и железнодорожных вагонов отразился также на зерне и другом продовольственном сырье.
У агропромышленного комплекса России две беды - неурожай и урожай. И, если в последние два года причиной первого стала аномальная засуха, то в этом году виновниками рискуют стать чиновники из регионов и профильных ведомств. Стоит отметить, что обильные дожди нынче создали благоприятную ситуацию по всем видам сельхозкультур. Прогнозируется получить 90-92 миллиона тонн зерна, 1,5 миллиона тонн сои, более 6 миллионов тонн кукурузы, 8 миллионов тонн подсолнечника и более 40 миллионов тонн сахарной свеклы. Это, в общем, рекорд для последних лет в сельском хозяйстве России.
Однако аграрии ряда регионов пожаловались первому вице-премьеру, что пока не получается эффективно использовать собранный урожай. По словам первого замгубернатора Курской области Александра Зубарева, переработать полученный урожай свеклы курчане могут и сами, но область нуждается в 1,5 тысячи вагонов, чтобы снабдить сахаром внутренний и внешний рынки, а пока получила только 750. "Склады в области заполнены на 95 процентов. Из-за недостатка вагонов и переполнения складов некоторые сахарные заводы могут работать еще в течение недели, не более", - пожаловался он. А если свеклу вовремя не смогут принять заводы, просто сгниет урожай.
Не хватает вагонов и для перевозки зерна. Например, 2,5 миллиона тонн зерна в этом году получили в Курганской области, при том, что мощности предприятий по переработке и хранению рассчитаны на 1 миллион 100 тысяч тонн. Особенно вопиющим этот факт выглядит на фоне того, что область в этом году готова экспортировать продовольственную пшеницу, и правительство России в 2 раза снизило для этого железнодорожный тариф. "Андрей Николаевич (замминистра транспорта Недосеков. - Ред.), вам лично надо ежедневно заниматься проблемами, которые накопились с переработкой, перевозкой сахарной свеклы и всего, что связано с самим сахаром - это важнейший социальный продукт. Прошу ежедневно докладывать в правительство, как вы будете решать накопившиеся проблемы", - не выдержал Виктор Зубков.
Кроме того, первый вице-премьер дал поручение Федеральной антимонопольной службе взять на контроль все случаи необоснованного завышения тарифов на перевозку других видов сельхозпродукции. Виктор Зубков предположил, что власти в регионах просто не хотят портить отношения с коммерческими компаниями, поэтому допускают завышение тарифов. Досталось и регионам, которые вместо 24 часов тратят по двое-трое суток на погрузку и разгрузку сельхозпродукции. "Чем меньше будет затрачиваться времени на разгрузку вагонов, тем больше будет их поступать. С регионами, которые нарушают нормативы выгрузки, будем ругаться серьезно", - предупредил Виктор Зубков.
Отдельное поручение было дано минсельхозу. Ведомство вместе с компаниями-перевозчиками должно сформировать ежесуточный сетевой график подачи вагонов, обеспечить бесперебойность и ритмичность поставок грузов. "Доступ к железнодорожной инфраструктуре должны иметь как крупные агрохолдинги и трейдеры, так и малые формы хозяйствования. Это очень важно", - подчеркнул Зубков.
Первый вице-премьер пообещал через две недели провести еще одно селекторное совещание в таком же составе, чтобы проконтролировать решение проблем.