19.10.2011 23:20
    Поделиться

    В 50 регионах зарплата учителей выросла на 10-15 процентов

    Эксперимент позволил учителям получать больше

    По данным минобрнауки, педагоги в 50 регионах стали получать в среднем на 10-15% больше, чем прежде.

    Финансирование школ заметно увеличилось, и деньги теперь приходят не в виде сметы, где расписано все вплоть до покупки мела, а субсидией. Как ею распорядиться и на что потратить в первую очередь, решает сама школа.

    Из чего состоит зарплата

    Если раньше учителя получали оклад, зависевший от нагрузки, категории и стажа, то сейчас в зарплате можно учесть и другие показатели - число учеников, успеваемость в классе, состояние кабинета и даже добрые отношения с родителями.

    Регионам предложили несколько вариантов соотношения базовой и стимулирующей части, из которых теперь будет состоять зарплата. В Ивановской области, например, решили, что в городских школах на базовую часть должно приходиться 70%, а на стимулирующую - 30, в сельских школах пропорция другая - 60 к 40. Московская область придерживается соотношения 80 к 20.

    Чем меньше размер базового оклада, тем выше конкуренция, но в школах к этому экономическому посылу относятся пока осторожно, хотя по нынешнему законодательству никакое новшество не может уменьшить зарплату учителей.

    Кто решает, кому и какую премию дать

    Сама школа по согласованию с местным органом управления образования и с учетом мнения профсоюзной организации.

    Кто и сколько теперь получает

    Конечно, не во всех регионах зарплата выросла одинаково, и понятно почему. Размер фонда оплаты труда зависит от числа учащихся. В Москве, допустим, один ученик обычной школы стоит 120 тысяч рублей, в Московской области - 28 тысяч рублей, а в Ивановской - около 20. И тем не менее многие учителя почувствовали прибавку. Во Владимирской области средняя зарплата педагогов составила 14, 5 тысячи рублей, в Астраханской - 13 400 рублей, в Ивановской - 11 500 рублей. В Москве в большинстве школ зарплата повысилась на 8 - 10%, есть и такие, где она выросла на 15 и даже на 30%.

    Что ждет уборщицу и логопеда?

    По словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, сейчас в школах работают примерно 60% учителей и 40% сотрудников других специальностей. Директора больше всего опасались, что придется сокращать психологов, логопедов и других работников.. Но сейчас многие уже поняли, что в хорошей, успешной школе нужны не только учителя, без других специалистов не обойтись. Во Владимирской области, например, увеличили зарплату не только педагогам, но и медицинским работникам, которые трудятся в школах.

    Заработок учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала тоже будет состоять из базовой и стимулирующей частей. В рекомендациях минобрнауки подробно расписано, за что полагается премия социальному психологу, библиотекарю, уборщице, водителю. Более того, во многих школах думают о том, чтобы пригласить на работу финансиста...

    Чтобы обучать директоров новой бухгалтерии, ведущие вузы, такие, например, как ВШЭ, Финансовый университет, открыли магистратуры для руководящих работников образования. И первые слушатели из учительской среды уже сидят после работы на лекциях.

    Школы, как известно, находятся в ведении муниципалитетов и напрямую отправить им средства нельзя. Потому все регионы получили из федерального бюджета 20 млрд рублей на те школьные нужды, которые прежде оплачивал местный бюджет. А средства из местного бюджета в виде субвенций, которые даются на определенный срок и цели, пойдут на повышение зарплаты. В ближайшие два года российские школы получат еще 120 млрд рублей.

    конкретно

    Рекомендованное соотношение оклада и премии (%):

    - 80 на 20, 70 на 30, 60 на 40.

    Что учтут при распределении премий?

    • Учебные успехи учеников;
    • подготовку призеров олимпиад, конкурсов, конференций;
    • работу учителя как классного руководителя: профилактика правонарушений, снижение учениками числа прогулов и другое.

    Как рассчитать оклад учителя?

        O = Стп х У х Чаз х К х А + Днз, где:

        О - оклад педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс;

        Стп - расчетная стоимость ученико-часа (руб./ученико-час);

        У - количество обучающихся по предмету в каждом классе;

        Чаз - количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе;

        К - повышающий коэффициент за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения;

        А - повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога;

        Днз - доплата за неаудиторную занятость.

        Если педагог ведет несколько предметов в разных классах, то его оклад рассчитывается как сумма оплат труда по каждому предмету и классу.

    Источник: Сайт министерства образования и науки РФ

    прямая речь

    Мария Ильина, директор школы N 588, Москва:

    - Стимулирующая надбавка зависит от эффективности труда учителя. Каждая школа самостоятельно определяет, что входит в это понятие. У нас определены более десяти критериев, а работа каждого учителя оценивается в баллах, которые переводятся в рубли.

    Нам выделяются дополнительные бюджетные средства, если мы показываем качественные изменения. Чтобы понять, сколько именно заплатить каждому педагогу, вычисляем стоимость одного балла. Допустим, на стимулирующие выплаты в школе есть 1 000 000 рублей. Учителя в совокупности набрали 800 баллов. Получается, цена каждого балла 1250 рублей. Смотрим, если учитель набрал 10 баллов, то получает к базовой части еще 12 500 рублей. В целом, судя по первым итогам, средняя зарплата учителей реально выросла.

    Анатолий Каспаржак, профессор Института развития образования ВШЭ:

    - Меня беспокоит механизм распределения стимулирующих надбавок, само наличие которых я горячо поддерживаю. Боюсь, надбавка будет распределяться так, чтобы все были довольны и никто не ушел.

    хорошая новость

    Госдума приняла поправки к закону, которые отвечают на вопрос: как теперь будет идти запись в школу. Приоритетное право получат дети. проживающие поблизости от школы. Местные власти должны сами определить территории, за которыми будут закреплены школы. Ожидается, что поправки вступят в силу с 1 января 2012 года.

    Поделиться