13.10.2011 23:45
    Поделиться

    СП: Бюджет не учитывает вероятность снижения цен на нефть до 60 долларов

    Вероятность нового мирового финансового кризиса очень высока, что увеличивает риски неисполнения трехлетнего бюджета на 2012-2014 гг. Об этом вчера заявил журналистам заместитель председателя Счетной палаты Валерий Горегляд на пресс-конференции "Проверка эффективности бюджетных расходов: бюджетная политика и макроэкономические параметры роста".

    Впервые, по его словам, предложен бюджет, основанный на самом оптимистичном прогнозе министерства экономического развития, а не на умеренно консервативном, как это было до сих пор. "Планка взята наивысшая. И это один из рисков", - подчеркнул Горегляд.

    По его мнению, новый бюджет слабо учитывает ситуацию, которая может возникнуть в стране в случае второй волны кризиса. А если это случится, и цены на нефть опустятся до крайнего сценария в 60 долларов за баррель, то на этот раз экономика будет чувствовать себя гораздо хуже, чем в кризис 2008 года. И это не вопрос теории, а вопрос практики, который мы уже прошли, уточнил Горегляд.

    По его словам, в 2008-2010 годах ситуация в топливно-энергетическом комплексе, который недополучил денежных средств от продажи нефти, напрямую отразилась на обрабатывающих производствах и отраслях. Именно они больше всего провалились в кризис. А строительный сектор до сих пор еще восстанавливается. При этом, подчеркнул Горегляд, снижение мировых цен на нефть всего на 1 доллар за баррель приводит к потерям в бюджете в 55-58 миллиардов рублей. Бюджетная конструкция, основанная на оптимистичном прогнозе, не является устойчивой во время кризисной ситуации. Единственным якорем, который удержал страну в прошлый кризис, стали государственные финансы. Причину утверждения столь оптимистичного бюджета в Счетной палате объясняют сложностью задач поставленных высшей властью страны. "С одной стороны, правительству необходимо было совместить устойчивые макроэкономические параметры, с другой стороны, обеспечить модернизацию экономики, третьей - социальное равновесие", - пояснил аудитор. Такой путь предполагает бюджетные риски. В случае если эти риски все же произойдут на практике, правительство будет вынуждено сокращать как новые, так и старые обязательства - а это объекты капстроительства, ряд бюджетных статей, связанных с модернизацией экономики. И в этих вопросах должна быть бюджетная ясность.

    По словам Горегляда Счетная палата менее оптимистично оценивает сокращение почти в два раза индекса потребительской инфляции к 2014 году. Для этого, по его словам, нет фундаментальных предпосылок. Вместе с тем он уточнил, что его ведомство не подвергает сомнению цифру инфляции в 5 процента в 2014 году, но все же процент вероятности не слишком высок. "Теоретически, конечно, такое сокращение инфляции получить можно, но, по нашим оценкам, как минимум на 0,5-1 пункта инфляция будет выше, чем это в прогнозе.

    Так же беспокоит Счетную палату и продолжающаяся уязвимость инвестиционной политики. "85 процентов инвестиций в предстоящие три года связаны с секторами экономики, имеющими бюджетное финансирование. И это опять-таки расчет на государственный ресурс", - сказал Горегляд. При этом нацеленности на частные инвестиции Счетная палата не усматривает. И это объективная реальность. Ведь по конкурентоспособности Россия занимает в мире 65-е место: по-прежнему некомфортен инвестиционный климат. "И это говорит о том, что рассчитывать нужно не на частные инвестиции, а на государственные и инвестиции ТЭК. Негативная ситуация, по данным Счетной палаты, складывается и с администрированием налогов. Их резерв очень занижен: всего 77-78 миллиардов рублей при бюджете в 12 триллионов рублей. По мнению аудитора, федеральная налоговая служба могла бы увеличить этот резерв как минимум до 200 миллиардов рублей. "Плохая ситуация с возвратом налога на добавленную стоимость в ряде регионов страны. Возврат составляет 105 процентов, комментарии, как говорится, излишни", - заключил Валерий Горегляд. Огромные объемы недополучает государство и от акцизов на алкоголь. Этот сектор по-прежнему в тени.

    Аудитор напомнил, что Счетная палата давно призывает принять Концепцию развития налогового потенциала страны. Однако, отметил аудитор, пока власти реагируют на это "только ситуативно". Счетная палата не ставит под сомнение приоритеты, продиктованные политическими соображениями. В частности, если приоритет бюджета отдан модернизации, национальной обороне и правоохранительной системе, это факт. Однако задача Счетной палаты, предупредил Горегляд, обратить внимание общества, на то, что 23 триллиона рублей на выполнение гособоронзаказа - это очень большая нагрузка для бюджета. Поэтому общество должно наладить максимальный контроль за такими расходами. "До сих пор сфера гособоронзаказа одна из самых непрозрачных", - подчеркнул Горегляд. Он обратил внимание на то, что средства Резервного фонда используются недостаточно эффективно, то есть не через рыночные механизмы. Беспокоит Счетную палату и ситуация с увеличением внутреннего долга к 2014 году с нынешних 6,3 триллиона рублей до 9,2 триллиона рублей. "Порог максимального долга страны в 15,7 процента от ВВП, который предлагает минфин, конечно же, не сопоставим с тем порогом долга в 200 процентов от ВВП, который присущ уже сегодня многим странам, сказал Горегляд. Но сопоставление с развитыми странами при этом - некорректно, поскольку в России другая структура экономики и волатильность валют. "За один день прошлого кризиса национальная валюта в России обесценилась в четыре раза, при этом долг увеличился сразу до 120 процентов. И такого рода "эффекта" нет ни в одной стране.

    Аудитор предложил в условиях неопределенной ситуации на мировых финансовых рынках иметь на крайний случай некий план действий в виде так называемого "параллельного" бюджета. На вопрос "РГ", что может означать такой план, не предусмотренный Бюджетным кодексом, Горегляд сказал, что "это - только идея", - которую Счетная палата предлагает правительству из-за отсутствия ясности исполнения бюджета в условиях турбулентности.

    Аудитор СП сообщил, что все изложенные журналистам выводы направлены в виде документа в обе палаты парламента, а также с ними ознакомлено правительство.

    Поделиться