Вчера премьер-министр Владимир Путин проверил, как исполняются поручения по повышению безопасности авиаперевозок.
Министр транспорта Игорь Левитин сообщил, что пакет документов скоро будет согласован в федеральных ведомствах и внесен в правительство. Он напомнил, что министерство собирается установить минимальное количество самолетов для авиакомпаний.
"Мы с вами говорили - дело не в количестве самолетов, а дело в том, чтобы любая компания, пускай у нее будет хоть один самолет, но чтобы она тогда готовила пилотов, должна была бы иметь тренажеры и так далее - там целый набор требований. Если они с одним самолетом все эти требования выполняют, то ради бога, пускай летают с одним самолетом. Но требования должны быть жесткие очень", - разъяснил премьер. "У них может быть 100 самолетов и ни одного тренажера по подготовке летного состава - зачем такая компания нужна?" - возмутился Путин.
Требования будут одинаковые для перевозчиков, заверил Левитин, вне зависимости от авиапарка. "Но количество самолетов тоже важно, потому что должен быть резерв у авиакомпаний на случай, если один самолет будет находиться в ремонте", - привел он свои доводы.
Минтранс вчера представил предложения по ужесточению требований к перевозчикам. В них планка по минимальному количеству самолетов для компаний, осуществляющих регулярные рейсы, повышается до 10 судов. Это может коснуться перевозчиков, имеющих лайнеры вместимостью не менее 55 мест. Для компаний, осуществляющих чартерные и другие коммерческие рейсы, минтранс предлагает поднять порог до 5 судов. Если же количество мест на бортах меньше, компания должна иметь не менее трех судов, то есть на нынешнем уровне. Минимальные требования по количеству самолетов не устанавливаются только для перевозчиков, работающих на нерегулярных рейсах с судами вместимостью менее 20 мест. Но требования к персоналу и к самолетам будут одинаковые: переобучение, тренажерная подготовка, пояснил Левитин.
Когда речь идет об обеспечении безопасности на транспорте, требования должны быть повышенными, указал премьер. "Вы знаете, что я имею в виду?" - спросил Путин. "Я понимаю", - кивнул Левитин. "Полеты в определенных условиях, в разных климатических зонах, в других разных местах, связанных с повышенной загрязненностью воздуха, еще что-то, связанное со своевременной подготовкой и переподготовкой пилотов, и так далее, - расшифровал премьер. - Это все нужно внимательно проанализировать. Мы не должны чохом решать все вопросы во всех отраслях одинаково".
Напомним, тема ужесточения требований к авиакомпаниям обсуждается давно. Глава Росавиации Александр Нерадько пояснял, что из-за введения новых требований произойдет укрупнение ряда авиакомпаний, а их количество на рынке сократится. Но здоровая конкуренция от этого не пострадает, считает он.
Вчера же стали известны и предложения минтранса, которые помогут решить проблему обновления парка авиакомпаний. Устаревший парк - одна из главных причин авиакатастроф. Минтранс предлагает субсидировать три четверти процентной ставки банкам, кредитующим закупки иностранных региональных самолетов российскими авиакомпаниями. Эксперты объясняют это тем, что достаточного количества своих самолетов необходимого качества у нас пока, увы, не производят. А "Суперджет" пока только "встает на крыло". Мера, предложенная минтрансом, должна подтолкнуть перевозчиков к обновлению парка. "Субсидирование трех четвертей процентной ставки при приобретении самолетов - это вполне рабочий механизм. Банк выделяет кредит на приобретение авиатехники под 10-12 процентов, ему бюджет компенсирует три четверти, и для авиакомпании кредит получается под 2,5-3 процента", - пояснил замглавы минтранса Валерий Окулов. В роли кредиторов могут выступить и банки с долей госучастия. По словам Окулова, переговоры с авиакомпаниями уже начались.
Тем временем
Авиакомпания "Авианова" с 10 октября прекращает операционную деятельность, говорится в заявлении авиакомпании, направленном в Росавиацию. Для работы с обращениями граждан по возврату денег за купленные билеты, сообщает компания, создан оперативный штаб. Росавиация располагает примерно 150 миллионами рублей для компенсации затрат авиакомпаниям на развоз пассажиров обанкротившихся перевозчиков, сообщил заместитель министра транспорта Валерий Окулов.