29.09.2011 23:24
    Поделиться

    Закон о конкурсных торгах не мешает чиновникам обогащаться

    Знания законов почему-то не обязывают чиновников их соблюдать. Наоборот, они довольно часто используют их для обхода этих самых законов. При этом проявляют недюжинную изобретательность. Особо они жируют, как показывает практика, на госзаказах, конкурсах и торгах...

    Конкретные ситуации. В Арбитражном суде Татарстана рассматривается дело. Некая инвестиционно-строительная компания требует с ответчика, в роли которого выступает управление здравоохранения исполкома Казани, выплатить ей около 30 миллионов рублей за выполненные ремонтно-строительные работы в женских консультациях при городской поликлинике N 1 и городской клинической больнице N 7.

    Выясняется, что договор заключен в обход конкурса. Представитель горздрава объясняет, что ремонтные работы надо было выполнить в короткие сроки, поэтому они устно договорились с компанией, что те возьмутся выполнить заказ.

    Почему выбор пал именно на эту компанию, ответчик ничего пояснить не смог. К тому же денег-то на ремонт консультаций в бюджете города предусмотрено не было. Но ответчик, объясняет судья, иск готов с радостью признать.

    Это далеко не первый случай, когда горздрав заключает подобные контракты в обход конкурса. В марте этого года Арбитражный суд Татарстана обязал управление рассчитаться за мебель, поставленную в обход конкурсных торгов, на сумму свыше 3 миллионов рублей. А в мае Арбитражный суд РТ снова вынес решение в пользу компании, которая поставила медицинское оборудование на сумму более 6 миллионов рублей. И ни на одном из судебных заседаний представитель управления не возражал против того, чтобы оплатить счета. И, естественно, ни в одном случае речь о торгах не шла.

    В Татарстанском УФАС России, куда обратился корреспондент "РГ", действия чиновников управления здравоохранения исполкома Казани назвали противозаконными. Как пояснил заместитель руководителя Алексей Березкин, "можно сделать вывод о наличии в действиях управления признаков нарушения частей 1, 2 статьи 10 Федерального закона "О размещении заказов...", в соответствии с которыми размещение заказа во всех случаях осуществляется либо путем проведения торгов, либо путем запроса котировок.

    Кроме того, действия управления здравоохранения и хозяйствующих субъектов, которые поставляли товары и услуги без проведения процедуры размещения заказа, имеют признаки нарушения статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции" (согласованные действия), которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

    Прокуратуре Казани такая практика чиновников хорошо известна. Обычный сговор и очередной "честный отъем" денег из бюджета. Уличающих материалов здесь набралось столько, что хоть тома книг пиши. Вот как видит эту ситуацию помощник прокурора Казани Ратмир Шайдуллин.

    - Налицо поставка товара и услуг в обход размещения муниципального заказа, что уже является серьезным нарушением закона, - поясняет Ратмир Шайдуллин. - Чтобы подтвердить согласованные действия чиновников и компаний, нам не нужны прямые доказательства, достаточно косвенных. Факт есть факт: изначально кто-то из горздрава отправил письмо в заранее выбранную им компанию, в котором попросил поставить ему товары или оказать услуги. Это зафиксировано в решении суда. То есть чиновник изначально был настроен на то, что не будет объявлять торги с целью выбрать наиболее подходящую компанию на более выгодных условиях. Далее заключается договор с гарантией оплаты, что тоже является нарушением. После чего управление и компания закрепляют свои действия судебным решением, полагая, что теперь они защищены. Согласованные действия налицо, тем более что они носят системный характер.

    Ратмир Шайдуллин рассказал, что к подобным схемам чиновники Казани прибегают не только в части поставок. Активнее всех ими пользуется Комитет земельных и имущественных отношений исполкома города. Яркий тому пример ситуация с Домом журналистов на улице Тельмана, 24, известный еще как Главный дом Перельштейна. Изначально красивейший особняк в центре города, кстати, памятник истории и культуры, числился за муниципалитетом, но затем исполком передал его в ведение МУП "Городской центр консалтинга" для ведения хозяйственной деятельности.

    - Это МУП в принципе по своему уставу не занимается хозяйственной деятельностью, а только оценкой и торгами. Но так исполком без проблем может продать здание, - поясняет помощник прокурора Казани. - И, естественно, через некоторое время особняк был выставлен на торги и ушел почти за 30 миллионов рублей. Однако в аукционе, проведенном чисто формально - для отвода глаз, участвовали только две дружественные между собой фирмы. Как нам удалось установить, они заранее договорились, кто и как будет поднимать карточки, торговаться, и сколько шагов надо сделать, чтобы здание досталось конкретному лицу. Самое удивительное, что за один только год МУП продало 12 подобных объектов на общую сумму 97 миллионов, при этом предприятие умудрилось получить убытков на 80 миллионов рублей.

    По мнению Шайдуллина, сбор доказательной базы по таким схемам - процесс трудоемкий. К тому же практика по подобным делам только формируется, так что все зависит от настойчивости прокуратуры и антимонопольной службы: "Чтобы дело не развалилось в суде, мы должны представить все звенья цепи - кто давал распоряжения совершить сделку в обход торгов, кто ставил свои визы, кто подписывал договор, какие отношения связывают чиновников и руководителей компаний. Как правило, все они друг с другом знакомы. К тому же чиновникам на руку и пробелы в законодательстве, которые они умело используют".

    В итоге чиновникам в лучшем случае грозит "копеечный" штраф. Но кого из них этот штраф испугает?..

    Тем временем

    Свыше 630 нарушений в сфере закупочной деятельности органов государственной власти на местах выявила прокуратура Пензенской области. Правоохранители считают, что до конца года эта цифра значительно подрастет, так как освоение бюджетных средств осенью набирает обороты.

    - Проведенные проверки показали, что нарушения в сфере госзакупок выявляются в каждом районе области без исключений, - сообщила прокурор управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Пензенской области Елена Листарова. - Заказчики под любыми предлогами стараются избежать самой процедуры размещения заказа.

    Типичное нарушение - конкурс задним числом. Так, один из муниципалитетов объявил тендер на ремонт асфальтового полотна протяженностью 2,5 километра. Одно из главных условий контракта - объем работ должен быть выполнен... за два дня. На деле оказалось, что подрядчик уже месяц как трудился над ремонтом автодороги.

    Немало нареканий у сотрудников прокуратуры возникло и при изучении актов приемки выполненных работ. Так, в Сердобске муниципальным контрактом по переводу многоквартирных жилых домов на индивидуальное газовое отопление предусматривалась установка котлов с закрытой камерой сгорания. Однако подрядчик установил котлы с открытой камерой, стоимость которых значительно ниже. Но администрация города не обратила на это никакого внимания.

    Поделиться