15.09.2011 23:51
    Поделиться

    Сотрудники "Домодедово" обжаловали требования транспортной безопасности

    Должны ли бизнес-структуры подменять на своей собственной территории правоохранительные органы?

    Повод к такой постановке вопроса дал иск, поданный в суд.

    Две коммерческие структуры аэропорта Домодедово, которые отвечают за безопасность, просят суд отменить приказ министра транспорта, который обязывает транспортников бороться с правонарушениями на своей собственной территории.

    По приказу все собственники транспортных объектов и транспортных средств должны у себя пресекать противоправные действия физических и юридических лиц. Коммерсанты не согласны и утверждают, что для этого есть правоохранительные органы.

    Появился оспариваемый документ после известных трагических событий в аэропорту Домодедово, когда смертник беспрепятственно прошел на вроде бы охраняемую территорию и убил людей. Действовать приказ начал больше чем полгода тому назад. Но важно не это. Интересна и действительно проблемна сама постановка вопроса - кто же на самом деле должен отвечать за жизнь и здоровье граждан у частника на его собственной территории, он или государство?

    Армия частных охранников и всевозможные коммерческие службы безопасности больших и маленьких бизнес-структур по численности и оснащению сравнима с крупными воинскими подразделениями. Авторы заявления в суд утверждают, что вообще не обязаны ловить нарушителей закона. Вот что сказал корреспонденту "РГ" начальник Главного управления на транспорте МВД России генерал полиции Дмитрий Шарабаров:

    - У нас нет законодательства, которое определяло бы порядок контроля при входах в аэропорты. После домодевских событий президент поручил создать зоны проверки. Во всех аэропортах работа пошла, выставили интероскопы. Кстати, раньше, до теракта, все эти приборы там стояли, но проверяли пассажиров выборочно. И только в случае объявления угрозы шел сплошной досмотр. Теперь везде организован сплошной досмотр и на входах работают и сотрудники САБ (Служба авиационной безопасности), и сотрудники полиции. В аэропорту Домодедово сотрудники САБ отказались работать на входах. Руководство аэропорта приняло решение, что раз нет нормативного документа, определяющего досмотр граждан в этих зонах, то нет и сотрудников. Было указание Росавиации выставить сотрудников САБ на входы. Однако это требование аэропорт решил опротестовать. Более того, он опротестовал приказ минтранса. Руководство аэропорта Домодедово хочет, чтобы эти требования были прописаны в законе, а не в подзаконных актах.

    Поэтому сейчас в "Домодедово" досмотр ручной клади осуществляет сотрудник САБ, а весь остальной досмотр - багажа и личный - сотрудник МВД. Это единственный аэропорт в стране, где сложилась такая ситуация.

    На вопрос "Российской газеты" о том, что, судя по иску, все, кто не полиция, хотя и ходят в форме, не имеют права препятствовать совершению преступления или административного нарушения, например, разнимать драки.

    Шарабаров заявил:

    - В иске об этом речь не идет. Более того, аэропорты, в том числе и "Домодедово", выставили дополнительные силы, они принимают участие в обеспечении безопасности. Но вот в проверке на входе в аэропорт домодедовский САБ участия не принимает. Они считают, что это незаконно - осматривать пассажиров на входах в здания.

    МВД внесли поправки в 16-й закон о безопасности на транспорте. Это, в том числе, обязательный досмотр перед посадкой на все виды транспорта.

    По словам Шарабарова, есть надежда, что их примут до завершения этой сессии.

    По словам первого вице-президента Федеральной палаты адвокатов Юрия Пилипенко

    Реакция коммерческих структур аэропорта "Домодедова" вполне понятна, как и мотивация Минтранса, издавшего приказ, обязывающий службы аэропорта реагировать на подозрительные действия физических и юридических лиц.

    Заявители, чья основная деятельность тесно связана с безопасностью транспортного потока, действительно, обязаны так или иначе обеспечивать безопасность на своей, "чистой зоне" - территории, находящейся под их ответственностью. Но требования к коммерческим компаниям отвечать за все происходящее в зонах общественного пользования подлежат корректировке.

    Поделиться