08.09.2011 23:00
    Поделиться

    Целое десятилетие Америка не может вернуть себе ощущение безопасности

    Психологи считают, что тяжкое горе переживается поэтапно - от отрицания и гнева до депрессии, рефлексии и в конечном счете - смиренного приятия происшедшего. К десятой годовщине чудовищных терактов в Нью-Йорке, Вашингтоне и Пенсильвании, унесших 11 сентября 2001 гoда жизни почти 3 тыс. человек, Америка, кажется, прошла этот путь.

    Я помню чадящий Пентагон, помню, как столица США физически и морально содрогнулась от страшного удара. Помню морально-патриотический подъем страны, сплотившейся вокруг своего тогдашнего лидера и развернутого им "крестового похода" против международного терроризма. Помню, как вопреки всем нормам свободы слова здесь под горячую руку увольняли журналистов за одно лишь признание того, что боевики, угнавшие пассажирские авиалайнеры и протаранившие ими свои мишени, были лично смелыми людьми.

    Конечно, не забыли всего этого и многого другого и мои американские друзья. И, конечно, воспоминания о том дне, который теперь именуется у них просто 9/11 (при написании дат они ставят месяц впереди числа), до сих пор пробуждают в их общественном сознании не столько смирение, сколько все те же боль, гнев и ярость. Конечно, политики продолжают этим пользоваться и бой пропагандистских барабанов вокруг этой темы гремит неумолчно, а в юбилейные дни даже усиливается.

    Но все же накал эмоций заметно ослаб. Пресс-секретарь Белого дома Джей Карни, которого я об этом спрашивал, несколько раз повторял, что американцы стараются "смотреть не назад, а вперед" А сейчас у страны на первом плане другие неотложные заботы, прежде всего - экономические, порожденные тяжкими последствиями недавнего кризиса.

    Кстати, в известном смысле эти исторические события можно рассматривать, как звенья одной цепи. 9/11 развеял, прежде всего в представлении самих американцев, миф о их полной военной неуязвимости после окончания "холодной войны". Кризис похоронил такую же уверенность в экономической неуязвимости США. Отвечая на военные и финансовые вызовы, Америка по привычке не жалела (и, кажется, особо не рассчитывала) ни сил, ни средств. Выяснилось, однако, что и у нее эти средства небезграничны.

    Конечно, нелепо было бы утверждать, будто все это так и было заранее задумано организаторами терактов десятилетней давности. Они смогли обрушить

    башни-"близнецы" Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, но даже просто раскачать геополитическую американскую "башню" им было заведомо не по силам. Ее, кстати, вообще (в отличие, например, от былой советской) никто извне особо не толкал. Если она сейчас зашаталась, то исключительно "стараниями" самих американцев, вследствие их собственной политики последних лет. Другое дело, что многие специалисты, в том числе и в России, резонно видят в этом подтверждение неустойчивости всей однополярной модели современного мироустройства.

    Все яснее осознается это и в самих США. Обобщая и анализируя последние книги и статьи об ослаблении "американского влияния и гегемонии" в мире, местный политолог Клайд Престовиц констатирует, что "американский спад становится новой общепринятой точкой зрения".

    Понятно, что если террористы и не были первопричиной этого спада, то как минимум уповали на нечто подобное. И в этом свете отчасти меркнут даже такие бесспорные и действительно очень важные достижения властей США, как предотвращение новых крупных терактов в стране за последние 10 лет и недавнее уничтожение одиозного главаря "Аль-Каиды" Усамы бен Ладена.

    Кстати, к нынешней годовщине Белый дом подготовил рекомендации госчиновникам о том, что и как им надлежит публично говорить о 9/11. По свидетельству газеты "Нью-Йорк таймс", одна из "существенных новых тем" в этих документах - тезис о том, что "американцы должны быть готовы к новому нападению", что им надлежит проявлять "стойкость" и "сплоченность". Газета не без ехидства добавляет, что от населения требуют такого "духа единства", которого "нет в самом Вашингтоне", охваченном межпартийными распрями.

    Среди других пропагандистских тезисов Белого дома центральное место занимают призывы к международной солидарности перед лицом террористической угрозы. Как поясняет "Нью-Йорк таймс", это продиктовано "осознанием того, что излияние всемирной поддержки США в первые недели после ударов сменилось гневной реакцией на некоторые направления американской политики, взятые на вооружение во имя борьбы с террором".

    Теперь американцы хотят вернуть утраченные симпатии. "Вспоминая о гражданах более 90 стран, погибших при атаках 9/11, мы чтим всех жертв терроризма во всех странах мира, - подчеркивает Белый дом. - Мы отдаем (им) дань уважения и восхищения... на всех континентах, будь то в Нью-Йорке или Найроби, Бали или Белфасте, Мумбае или Маниле, Лахоре или Лондоне".

    Даже с учетом любимой американцами аллитерации в подобном списке, конечно, могло бы найтись место и для Москвы или, скажем, Беслана. Тот же Карни горячо убеждал меня, что стремление к партнерству "абсолютно" точно распространяется и на Россию, "не раз сталкивавшуюся с проявлениями терроризма на своей земле". Но в тексте этого нет, и подобные "фигуры умолчания" в отношении нашей страны в США - скорее правило, чем исключение.

    Подтверждением тому служит и комментарий еще одного местного аналитика Дэвида Роткопфа "Черная дыра 9/11". Это уже пример ревизионизма, по сути отрицающего историческое значение трагедии 2001 года и, можно сказать, закольцовывающего тем самым психологические "стадии горя".

    Автор утверждает, что террористическая угроза для США была в свете 9/11 преувеличена сверх всякой меры. "Успех Усамы бен Ладена заключался в организации малозатратной и сравнительно малорискованной акции горстки боевиков, повлекшей за собой одну из самых чрезмерных ответных реакций в военной истории", - пишет он, напоминая, что в борьбе с террором с тех пор "потрачены триллионы долларов, утеряны сотни тысяч жизней". По убеждению Роткопфа, атаки 11 сентября важны прежде всего тем, что отвлекли США и мир в целом от действительно ключевых задач. Именно в этом он видит "триумф бен Ладена и наше поражение".

    В подтверждение своей позиции политолог "навскидку" перечисляет десяток событий последних 10 лет, превосходящих, на его взгляд, по важности 9/11. Начинает он обратный отсчет как раз с "американской реакции" на теракты, а на первое место - даже выше глобального изменения климата - ставит "подъем Китая и остальных стран группы БРИКС". При этом Роткопф называет Бразилию и Индию, но умудряется не упомянуть Россию, также входящую в состав этого объединения.

    Сталкиваясь с тяжкими испытаниями, американцы нередко говорят, что "кризисами не разбрасываются", поскольку каждый из них открывает возможности для перемен к лучшему. Но вот российский опыт преодоления кризисов (а им наша страна, к сожалению, богаче многих) почему-то либо просто замалчивается, либо объясняется чем угодно, но только не грамотными действиями российских властей. Невольно сравнивая этот опыт с итогами последнего десятилетия для самих США, я не перестаю этому удивляться.

    Комплекс на месте ВТЦ

    Поделиться