07.09.2011 23:47
    Поделиться

    Курорты Кабардино-Балкарии остаются закрытыми для туристов

    20 февраля нынешнего года в Баксанском и Эльбрусском районах КБР был введен режим контртеррористической операции (КТО).

    О том, как сегодня обстоят дела в регионе, узнали корреспонденты "РГ", побывавшие недавно в Приэльбрусье.

    Мир на грани

    На первый взгляд, здесь все как обычно - люди куда-то торопятся по делам, полным ходом идет ремонт дорог. Озорная детвора катается на осликах - те, как положено, упираются. Хозяин придорожного магазинчика Аслан рассказывает, что до того, как ввели режим КТО, ему приходилось каждую ночь, вооружившись стареньким охотничьим ружьем, охранять магазин от "лесных" - чтобы не сожгли из-за того, что тут продается пиво. Сейчас стало гораздо спокойнее, но торговли нет, так как по дороге почти никто не ездит...

    В селе Былым, "капустной столице" Эльбрусского района, зреют под солнцем сочные кочаны: за сезон на них можно было заработать более 200 тысяч рублей.

    О том, что регион уже больше полугода живет в режиме контртеррористической операции, внешне напоминают только усиленные блокпосты, где внимательно проверяют каждое авто. А еще БТРы с военными, которые изредка по две-три машины заворачивают куда-то в поля или, наоборот, выезжают из бездорожья на трассу. Но, присмотревшись внимательнее, понимаешь: вежливые полицейские на посту на самом деле как взведенная пружина. Они готовы к тому, что из любого проезжающего автомобиля раздастся автоматная очередь или полетит граната.

    На некоторых дорожных знаках видны следы от пуль. Местные жители о боевиках с посторонними говорить избегают, отделываются общими фразами типа "когда же это кончится?". По понятной причине - здесь почти все друг друга знают, в том числе и тех, кто ушел в бандподполье. И чувства у людей смешанные - был такой хороший мальчик, не пил, молился... И не все могут поверить, что тихий и добрый сосед без сожаления и сострадания убивал людей.

    На подъезде к городу Тырныаузу поражают руины горно-обогатительного комбината - тут впору "Сталкера" снимать. Комбинат скоро должны начать восстанавливать, но пока видишь лишь усиленные посты. Вокруг много старых шахт, в них в октябре прошлого года укрывались боевики - тогда силовики обыскивали штольни общей протяженностью около 300 километров.

    Курортное Приэльбусье встречает непривычной тишиной. Обычно тут много отдыхающих. И не только в лыжный сезон - летом и осенью на высокогорье приезжают больные аллергией и астмой, любители горного туризма. Но сейчас многочисленные частные гостиницы и отели, кафе и прочие заведения закрыты, и сиротливо поскрипывает от ветра вагончик неработающей канатки. Для огромного количества местных жителей, которые сегодня сидят без работы и думают, как свести концы с концами, - это настоящая беда.

    - Я хочу, чтобы дороги открыли, начали пускать туристов, - говорит наша новая знакомая Валя, - а мы наконец стали заниматься делом. Люди уже уезжать начали оттого, что нет работы. Торговли нет, зарплату месяцами не выдают. КТО - для меня самая главная проблема на сегодняшний день.

    Курортная дань

    Напомним, режим КТО на территории популярного горно-лыжного и рекреационного курорта ввели после того, как боевики расстреляли московских горнолыжников, подорвали канатную дорогу на Эльбрус и едва не взорвали одну из гостиниц на поляне Азау, оставив около нее автомобиль, начиненный взрывчаткой. Только по счастливой случайности "адскую машину" обнаружили и успели обезвредить.

    Эти преступления резко отличались от тех, которые бандиты совершали раньше. Они регулярно покушались на жизнь сотрудников правоохранительных органов, убивали предпринимателей, отказывавшихся платить им дань. Но неожиданно сменили тактику. Стало ясно: главарям бандподполья зачем-то потребовалось громко о себе заявить, и они выбрали целью террора беззащитных отдыхающих и туристические объекты. В такой ситуации введение режима КТО стало единственной возможностью не допустить новых жертв и новых диверсий на курорте.

    Примечательно, что буквально спустя пару недель после зверского убийства горнолыжников, на YouTube появилось видеообращение лидера бандподполья Аскера Джаппуева к предпринимателям Приэльбрусья. Он потребовал от них два миллиона евро, угрожая в противном случае продолжить убивать отдыхающих, - на тот момент туристам не приезжать на горно-лыжный курорт только рекомендовали. После такого заявления въезд туристам запретили. Происходящее больно ударило по жителям Приэльбрусья, фактически оставив их без средств к существованию, поскольку более 80 процентов населения региона так или иначе связано с курортом. Вместе с тем, по данным правоохранителей, некоторые предприниматели продолжали платить "дань" террористам, обеспечивая им безбедное существование.

    Тем не менее за полгода в ходе контртеррористической операции силовикам удалось основательно потеснить бандитов: уничтожено более полусотни боевиков и их пособников, многие задержаны, обнаружены их тайники и базы. В конце апреля была ликвидирована вся верхушка бандподполья, в том числе и Джаппуев, так и не дождавшийся вожделенных евро. Правоохранители в корне изменили ситуацию и перехватили инициативу. Недавно президент КБР Арсен Каноков заявил: в сентябре канатную дорогу на Эльбрусе восстановят, и следующий сезон будет открыт для отдыхающих и горнолыжников.

    - Эльбрус - несомненный бренд, которым обладает наша республика, - говорит Каноков. - Поэтому горно-лыжный курорт Приэльбрусье был и остается основным из составляющих туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарии. В прошлом году в республике отдохнули более 193 тысяч человек, из них 75 тысяч - в Приэльбрусье.

    Пора выходить из тени

    Сегодня в регионе продолжается активная борьба с бандподпольем, и ситуация еще остается достаточно напряженной. Регулярно проходят задержания и нейтрализация боевиков, бандиты нападают и убивают силовиков:

    - Оперативная обстановка такова, что режим КТО снимать пока нельзя, - говорит Николай, сотрудник силовых структур, задействованных в контртеррористической операции. - Нет никакой гарантии, что туристы опять не станут мишенью для теракта. Да и после того как снимут режим КТО, здесь придется обеспечивать безопасность отдыхающих: подобное невозможно без прозрачной финансовой системы местного бизнеса. Как уже показала практика, именно за счет теневых средств идет финансирование республиканского бандподполья. Бизнес в Приэльбрусье развивался во многом стихийно - многие до сих пор не оформили землю под гостиницей или кафе, мало кто платит налоги или показывает реальную прибыль. В результате "черный нал" стал идеальным источником финансирования бандитов. Для некоторых предпринимателей проще и выгоднее заплатить дань, чем обратиться в правоохранительные органы и вывести свой бизнес из тени. В последнее время можно услышать, мол, режим КТО введен, чтобы "придавить" местный бизнес и провести передел собственности. Никакого передела не будет, это однозначно. Другое дело, владельцы собственности должны сами наладить бизнес - прозрачный, на европейском уровне. Режим КТО подразумевает привлечение серьезных сил и средств, это очень затратное мероприятие. И никакие местечковые интересы не могут иметь отношения к контртеррористической операции в принципе.

    По словам собеседника, бандподполье КБР финансировалось из-за границы. Однако, по замыслу кураторов боевиков, в дальнейшем система работает по принципу "маятника": сформированная бандгруппа заявляет о себе, начинает активно действовать. Но, реализуя теракты и убийства под громкими лозунгами "борьбы с неверными", боевики параллельно начинают заниматься банальным рэкетом, взимая дань с местного бизнеса:

    - В Кабардино-Балкарии толчок извне для формирования бандподполья был дан еще 20 лет назад, - говорит офицер, - и сегодня боевики живут исключительно за счет внутреннего финансирования. Именно поэтому так важно сделать бизнес в Приэльбрусье максимально прозрачным - чтобы ни одна копейка не уходила в "тень". Кроме того, владельцы частных гостиниц, отелей, ресторанов, должны озаботиться созданием современной системы безопасности - каждый объект должен быть оснащен системой видеонаблюдения.

    В курортном регионе должна быть единая система охраны, считают силовики. Например, единый ЧОП, у которого есть своя материальная база и специально обученные люди. Здесь может работать единая служба такси, что тоже создаст определенный уровень безопасности и сервиса. Возможно, предпринимателям Приэльбрусья есть смысл объединиться в холдинг и искать варианты развития с привлечением стороннего инвестора или в форме частно-государственного партнерства. В регионе должна быть выработана единая концепция обеспечения безопасности на территории, чтобы каждый приехавший сюда на отдых турист был максимально защищен не только от каких-либо нападений, но и от несчастных случаев. Нужна продуманная система регистрации туристов - с ее помощью можно максимально оперативно реагировать на ЧП. Например, у МЧС должна иметься информация, сколько человек ушли в горы и куда они направились. Ведь очень часто покорять вершины идут на свой страх и риск, не имея ни соответствующей подготовки, ни профессионального проводника. Словом, Приэльбрусье можно и нужно сделать туристическим уголком мирового уровня. Но для этого необходимо, чтобы изменилась не только оперативная обстановка, но и сознание людей.

    - Очень важно, чтобы те, кто живет в зоне КТО, проявили гражданскую позицию и поняли: чем быстрее они начнут содействовать органам правопорядка, тем быстрее этот гордиев узел будет разрублен, - считает Николай. - Они должны понять, что боевики - это либо бандиты и банальные "воровайки", прикрывающиеся религией, либо фанатики-сектанты. Они полицейских расстреливают дома, в ванной, в постели. О каких понятиях человеческих, мужских можно говорить? Таких бандитов кормят и поят, у них есть пособническая база. И по большому счету все знают, кто ушел в лес, кто бывает дома. И мать должна объяснить своему сыну, что, если на нем нет крови, он может выйти из леса и сдаться. Если он никого не убивал, он может получить амнистию...

    В "капустной столице" региона созрел рекордный урожай. Но удастся ли крестьянам продать свою продукцию?

    Сами дороги сегодня пусты, но это обманчивое спокойствие.

    Поделиться