07.09.2011 23:31
    Поделиться

    До трагедии под Ярославлем инциденты с "Як" произошли в Анапе и Новом Уренгое

    Всего две недели назад - 25 августа 2011 года - в один день произошло сразу два ЧП с пассажирскими самолетами Як-40 и Як-42 в двух городах России.

    В аэропорту Нового Уренгоя (Ямало-Ненецкий автономный округ) у самолета Як-42 во время посадки возникли проблемы с левым шасси. Находившиеся на борту самолета авиакомпании "Иж-авиа" 88 человек, в том числе три члена экипажа, были эвакуированы, никто не пострадал. В другом случае Як-40 благополучно сел в Анапе, несмотря на лопнувшее шасси. Оба рейса выполнялись из Москвы.

    А самолет Як-42, разбившийся 7 сентября при вылете из Ярославля, оказался, видно, не таким везучим. "Похоже, произошел отказ одного из двигателей, - отозвался на звонок из редакции заслуженный летчик-испытатель, Герой России Рубен Есаян. - Расследование покажет, что к этому привело. Но вообще трагедия страшная..."

    Первый полет эта машина выполнила в 1993 году, и срок летной годности заканчивался уже нынче - 1 октября. Вместе с тем самолет налетал лишь 15 тысяч часов (отработал ресурс на 42 процента) и совершил 7 тысяч посадок (43 процента). В нем был оборудован VIP-салон на 73 пассажира.

    Як-42 - среднемагистральный пассажирский самолет, предназначенный для перевозки 100-120 пассажиров на расстояние до 2500 километров. Разрабатывался в СССР в середине 1970-х для замены технически устаревшего Ту-134. Самолет выпускался Смоленским авиационным заводом (1977-1981 гг.), а с 1978 года был налажен его выпуск в Саратове. Первый полет Як-42 состоялся 7 марта 1975 года. Первый коммерческий рейс Як-42 по маршруту Москва-Быково - Краснодар выполнен 22 декабря 1980 года. Назначенный ресурс Як-42 - 40 000 часов, 18 000 полетов, 36 лет службы.

    Катастрофа самолета Як-42 с бортовым номером "СССР-42529", произошедшая 28 июня 1982-го, на два года прервала производство Як-42 (с 1982-го по 1984-й). Тогда экипаж Ленинградского управления гражданской авиации выполнял пассажирский рейс из Ленинграда в Киев. Находясь на маршруте, самолет потерял контроль управления и упал с высоты 10 тысяч метров в районе города Мозырь в Белоруссии. Причиной катастрофы стало разрушение механизма управления горизонтальным стабилизатором. Погибли все 132 находившихся на его борту. После катастрофы всем самолетам Як-42 была запрещена эксплуатация. В конце 1984 года после технической доработки полеты возобновились.

    Самолеты этой марки экспортировались в Китай и на Кубу. Последний поставлен заказчику в 2003 году, но в цехах завода оставался еще один экземпляр Як-42Д в стадии задела, остальные фюзеляжи порезаны на металлолом.

    справка "РГ"

    Всего изготовлено 194 самолета всех модификаций. По состоянию на 2011 год Як-42 эксплуатируют 35 авиакомпаний, всего "в ходу" около 100 таких машин. Причем 64 самолета летают активно. Несмотря на чуть более высокий удельный расход топлива по сравнению с зарубежными аналогами - Boeing-737 и Airbus A319, - Як-42 продолжает оставаться довольно рентабельным самолетом. За все время его эксплуатации случилось восемь катастроф.

    Поделиться